20 марта 2011 InoPressa
Выступая в более счастливую экономическую пору в 2005г. Мервин Кинг - тогда, также как и сейчас, председатель Банка Англии - подчеркнул важность укрепления общественных ожиданий в плане стабильной, низкой инфляции. Он предупредил, что "если позволить инфляционным ожиданиям слишком сильно отклониться от целевого уровня, можно оказаться в довольно сложной ситуации, при этом возврат к прежнему уровню потребует значительных затрат". Должно быть, сейчас Кингу есть из-за чего беспокоиться. Ежеквартальные исследования общественного отношения, проведенные Банком Англии, показывают, что доверие к Комитету по монетарной политике (MPC) подорвано. В течение последних 15 месяцев 2% целевой уровень инфляции, который устанавливается правительством и который, как предполагается, должен обеспечиваться Банком Англии, превышен более чем на целый процент. Большую часть этого периода население Британии ожидало, что в наступающем году инфляция будет ниже, чем в предыдущем благодаря высоким достижениям Комитета в плане ценовой стабильности. Сейчас это доверие утрачено: инфляционные ожидания сравнялись с фактическим уровнем инфляции в 4%.
В том, что происходит, нет никакой тайны. Опасения, связанные с ростом, перевесили обязательства по обеспечению ценовой стабильности. Обеспокоенность связана с тем, что ужесточение монетарной политики с целью снижения инфляции может разрушить неуверенное экономическое восстановление. Поэтому дело не только в том, что Комитет удерживает процентные ставки на минимальном уровне в 0.5% с 2009г., но и в том, что так называемое "количественное ослабление, проводимое Банком Англии, - т.е. увеличение монетарной базы росчерком пера в надежде оживить внутренние кредитные рынки - еще больше ослабило политику. Однако сейчас Великобританию ожидает самый плачевный результат: стагфляция. На экономику ложатся инфляционные расходы, вызванные политикой Банка, при этом она не может воспользоваться предполагаемыми преимуществами роста.
В США, где ФРС проводит такую же свободную монетарную политику, ситуация представляется в более выгодном свете - по крайней мере на первый взгляд. Американская экономика переживает более уверенное восстановление, чем Великобритания, и в отличие от Банка Англии и Европейского центрального банка, ФРС явно не уполномочена Конгрессом на достижение определенного уровня инфляции. Таким образом, по сравнению с Банком Англии ФРС не столь уязвима в плане доверия, оказываемого монетарным органам, что имеет первостепенное значение. Но даже в США чиновники, определяющие политику, например, Томас Хениг, президент Федерального резервного банка Канзас-Сити, выражают обеспокоенность по поводу того, что инфляционные ожидания могут "пуститься в свободное плавание" из-за сильного увеличения правительственного долга и расширения балансового отчета ФРС с момента финансового краха в 2008г.
Судя по всему, все крупнейшие центральные банки Запада, включая даже традиционно решительно настроенный ЕЦБ, прячут головы в песок. Однако они могут кое-что сделать для того, чтобы воспользоваться преимуществами, связанными с установлением целевого уровня инфляции (доверие и стабильные инфляционные ожидания), обеспечив при этом восстановление: повысить указанный уровень. Аргументы в пользу этого лучше всего продемонстрировать на примере Британии, которая находится в особенно щекотливом положении. Британские власти решили отдать предпочтение финансовой консолидации в условиях свободной монетарной политики с целью ограничения рисков для восстановления в результате повышения налогов и сокращения правительственных расходов. Мысль ясна: тогда как потеря доверия со стороны участников рынка к платежеспособности Британии, скорее всего, привела бы к депрессии, сверхплановую инфляцию можно скорректировать, не оказывая значительного влияния на уровень жизни (хотя и при более высоком уровне, чем должно бы быть).
Учитывая убедительность такого подхода (и даже его критики едва ли могут отрицать его последовательность), было бы глупо недооценивать риск неконтролируемой инфляции и преуменьшать негативные экономические и социальные последствия, к которым она может привести. Притом, что допуск внеплановой инфляции также отражает желание уменьшить реальную сумму государственного и частного долга, рыночные процентные ставки могут стремительно вырасти, в результате чего государства и домохозяйства, обремененные долгами, окажутся в еще более сложном положении. Многие обозреватели полагают, что существенные бюджетные ограничения правительств поставят их в зависимость от инфляции. В таком случае лучше, в отличие от Банка Англии, сохранять прозрачность. Проще говоря, для эффективного ограничения инфляционных ожиданий нужно устанавливать реально достижимые целевые уровни инфляции.
Головоломка, которую предстоит решить политикам, предполагает, что они должны более гибко использовать принципы планирования темпов инфляции, учитывая серьезные экономические потрясения. Это предполагало бы приведение целевого уровня в соответствие с фактическим уровнем инфляции в посткризисный период - уровень, который общественность воспринимала бы как реально достижимый и заслуживающий доверия. Это позволило бы уменьшить долг и налоговое бремя для будущих поколений, при этом существенно ограничив риски более высокой инфляции в ближайшем будущем. Кроме того, более высокий целевой уровень инфляции - и связанное с этим восстановление доверия - позволил бы центральным банкам вернуться к более низким целевым показателям инфляции, не вызывая рецессии после снижения уровня задолженности и восстановления совокупного спроса.
Бриджит Гранвилье - профессор международной экономики и экономической политики в Колледже Королевы Марии
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В том, что происходит, нет никакой тайны. Опасения, связанные с ростом, перевесили обязательства по обеспечению ценовой стабильности. Обеспокоенность связана с тем, что ужесточение монетарной политики с целью снижения инфляции может разрушить неуверенное экономическое восстановление. Поэтому дело не только в том, что Комитет удерживает процентные ставки на минимальном уровне в 0.5% с 2009г., но и в том, что так называемое "количественное ослабление, проводимое Банком Англии, - т.е. увеличение монетарной базы росчерком пера в надежде оживить внутренние кредитные рынки - еще больше ослабило политику. Однако сейчас Великобританию ожидает самый плачевный результат: стагфляция. На экономику ложатся инфляционные расходы, вызванные политикой Банка, при этом она не может воспользоваться предполагаемыми преимуществами роста.
В США, где ФРС проводит такую же свободную монетарную политику, ситуация представляется в более выгодном свете - по крайней мере на первый взгляд. Американская экономика переживает более уверенное восстановление, чем Великобритания, и в отличие от Банка Англии и Европейского центрального банка, ФРС явно не уполномочена Конгрессом на достижение определенного уровня инфляции. Таким образом, по сравнению с Банком Англии ФРС не столь уязвима в плане доверия, оказываемого монетарным органам, что имеет первостепенное значение. Но даже в США чиновники, определяющие политику, например, Томас Хениг, президент Федерального резервного банка Канзас-Сити, выражают обеспокоенность по поводу того, что инфляционные ожидания могут "пуститься в свободное плавание" из-за сильного увеличения правительственного долга и расширения балансового отчета ФРС с момента финансового краха в 2008г.
Судя по всему, все крупнейшие центральные банки Запада, включая даже традиционно решительно настроенный ЕЦБ, прячут головы в песок. Однако они могут кое-что сделать для того, чтобы воспользоваться преимуществами, связанными с установлением целевого уровня инфляции (доверие и стабильные инфляционные ожидания), обеспечив при этом восстановление: повысить указанный уровень. Аргументы в пользу этого лучше всего продемонстрировать на примере Британии, которая находится в особенно щекотливом положении. Британские власти решили отдать предпочтение финансовой консолидации в условиях свободной монетарной политики с целью ограничения рисков для восстановления в результате повышения налогов и сокращения правительственных расходов. Мысль ясна: тогда как потеря доверия со стороны участников рынка к платежеспособности Британии, скорее всего, привела бы к депрессии, сверхплановую инфляцию можно скорректировать, не оказывая значительного влияния на уровень жизни (хотя и при более высоком уровне, чем должно бы быть).
Учитывая убедительность такого подхода (и даже его критики едва ли могут отрицать его последовательность), было бы глупо недооценивать риск неконтролируемой инфляции и преуменьшать негативные экономические и социальные последствия, к которым она может привести. Притом, что допуск внеплановой инфляции также отражает желание уменьшить реальную сумму государственного и частного долга, рыночные процентные ставки могут стремительно вырасти, в результате чего государства и домохозяйства, обремененные долгами, окажутся в еще более сложном положении. Многие обозреватели полагают, что существенные бюджетные ограничения правительств поставят их в зависимость от инфляции. В таком случае лучше, в отличие от Банка Англии, сохранять прозрачность. Проще говоря, для эффективного ограничения инфляционных ожиданий нужно устанавливать реально достижимые целевые уровни инфляции.
Головоломка, которую предстоит решить политикам, предполагает, что они должны более гибко использовать принципы планирования темпов инфляции, учитывая серьезные экономические потрясения. Это предполагало бы приведение целевого уровня в соответствие с фактическим уровнем инфляции в посткризисный период - уровень, который общественность воспринимала бы как реально достижимый и заслуживающий доверия. Это позволило бы уменьшить долг и налоговое бремя для будущих поколений, при этом существенно ограничив риски более высокой инфляции в ближайшем будущем. Кроме того, более высокий целевой уровень инфляции - и связанное с этим восстановление доверия - позволил бы центральным банкам вернуться к более низким целевым показателям инфляции, не вызывая рецессии после снижения уровня задолженности и восстановления совокупного спроса.
Бриджит Гранвилье - профессор международной экономики и экономической политики в Колледже Королевы Марии
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу