«Тройка» въехала в слона » Элитный трейдер
Элитный трейдер

«Тройка» въехала в слона

На российском рынке инвестбанковских услуг формируется олигополия госбанков. «ВТБ Капитал» и ставшая «дочкой» Сбербанка «Тройка Диалог» отлично заработают на программе приватизации ближайших двух лет
21 марта 2011 Эксперт Online
На российском рынке инвестбанковских услуг формируется олигополия госбанков. «ВТБ Капитал» и ставшая «дочкой» Сбербанка «Тройка Диалог» отлично заработают на программе приватизации ближайших двух лет.

Старожил и серьезный игрок российского инвестиционного рынка компания «Тройка Диалог» куплена Сбербанком за миллиард долларов. По условиям сделки нынешняя команда менеджеров «Тройки» во главе с председателем совета директоров Рубеном Варданяном останется у руля компании до конца 2013 года и в конце срока получит вознаграждение, привязанное к прибылям «Тройки» за эти три года.

План по прибыли на три года — 200 млн в год. Последние два года дела у «Тройки» шли не столь блестяще. В 2010-м финансовом году (закончился 30 сентября) ее чистая прибыль составила 42,3 млн долларов, а в кризисном 2009-м компания и вовсе показала убыток 49,6 млн долларов.

Сбербанк серьезно усиливает свои позиции на инвестиционном направлении, получая возможность на равных конкурировать со своим принципиальным соперником, еще одним государственным тяжеловесом — банком «ВТБ Капитал» — и крупнейшими иностранными инвестбанками, работающими в России. И хотя глава Сбера Герман Греф признал, что четыре пятых сделок по слиянию банков и инвестбанков в мире заканчиваются неудачей, он уверен, что «Тройка» станет исключением.

Вне зависимости от корпоративных результатов поглощения следствием сделки будет значительный рост концентрации рынка инвестбанковских услуг, позитивный для крупных и крупнейших клиентов и нейтральный либо негативный для средних и мелких эмитентов и инвесторов.

Ровесники эпохи

«Тройка Диалог» была создана двадцать лет назад Питером Дерби, американцем русского происхождения. Вначале он основал коммерческий Диалог-банк, а в начале 1991 года инвестировал первые 35 тыс. долларов в создание созвучной инвесткомпании. До 1997 года Дерби был основным акционером и руководителем «Тройки». У истоков компании стояли также выпускники МГУ Рубен Варданян и Павел Теплухин, научный сотрудник ЦЭМИ АН СССР, соучредителя Диалог-банка (Теплухин покинул «Тройку» год назад и отказался общаться с нами при подготовке данной статьи). ««Тройка» Варданяна стала примером хорошего частного бизнеса в России, во главе которого стоял не криминал, а выпускники элитных вузов», — говорит главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования Яков Паппэ.

На заре рыночной эпохи «Тройка» участвовала в приватизации «Известий», «Детского мира», выступила соорганизатором размещения акций НИПЕКа Кахи Бендукидзе, представляла интересы крупных иностранных компаний (Cargill, Tetra Laval, Philip Morris, Lafarge, AGA и др.) на российском инвестиционном рынке.

В период ваучерной приватизации «Тройка Диалог» занимает одно из первых мест в торговле приватизационными чеками, инвестировав к июлю 1994 года свыше 2,3 млн ваучеров своих клиентов. «На этапе ваучерной приватизации «Тройка» не была лучшим брокером, но когда в 1995 году появилась площадка РТС, она стала игроком номер один на рынке», — вспоминает директор Центра развития фондового рынка Юрий Данилов. С 1993 года начала управлять деньгами частных инвесторов.

В 1997 году Дерби продает компанию Банку Москвы, Варданян уходит в «Росгосстрах». Через два года он вернется в «Тройку», а в 2005 году вместе с другими менеджерами выкупит компанию у Банка Москвы. По слухам, деньги на выкуп акций дал Александр Мамут, который в течение трех лет был председателем совета директоров ИК «Тройка Диалог».

«1997 год — этап взлета и отрыва от конкурентов. «Тройка» стала лучшим брокером, с самыми высокими показателями доходности», — вспоминает Данилов. Тогда же, по его словам, компания начинает обслуживать близкие к государству структуры и лица.

Роман с властью

«Думаю, это был двусторонний процесс. Варданяну было интересно управлять большими деньгами приближенных к Кремлю, а чиновникам было интересно отдавать свои деньги в управление самому успешному инвестиционному брокеру», — размышляет Данилов.

В середине 2000-х бизнес «Тройки» на высоте. По объемам средств под управлением она стабильно входит в тройку крупнейших. К 2007 году под управлением 115,3 млрд рублей (3-е место в ренкинге УК), а в 2008-м — уже 214,2 млрд рублей (2-е место в ренкинге УК). В 2007 году «Тройка Диалог» размещает рекордное количество выпусков рублевых облигаций и становится крупнейшим организатором облигационных выпусков на внутреннем рынке в корпоративном и муниципальном секторах. Доля «Тройки» в общем обороте торговых операций в РТС, ММВБ, на внебиржевом рынке и рынке ADR и GDR превышает 14%.

В 2001—2003 годах компания входит в консорциум инвесторов, выкупивший большую часть госпакета акций «Росгосстраха». Спустя несколько лет «Тройка Диалог» возвращается на страховой рынок, скупив ряд региональных компаний, а затем приобретает долю в ЖАСО — страховщике пассажиров РЖД.

В 2007 году «Тройка Диалог» выступает эксклюзивным агентом в частном размещении 3% акций ОАО «НоваТЭК» — одного из ведущих производителей природного газа в России. Тогда же участвует в организации IPO АФК «Система» — крупнейшего за всю историю российского фондового рынка. В 2007 году привлекает финансирование для проекта Sukhoi SuperJet 100.

Параллельно сам Рубен Варданян входит в правление госкорпораций и окологосударственных структур. «Он становится государственно ориентированным и уважаемым в Кремле человеком», — отмечает Паппэ.

C 2002-го по 2004 год Варданян был гендиректором ОАО «Росгосстрах», с апреля 2004-го по июль 2005-го занимал пост председателя совета директоров компании. В 2005—2009 годах был председателем совета директоров ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». Позже вошел в советы директоров АвтоВАЗа, КамАЗа и «НоваТЭКа». Кульминацией стало назначение его президентом «Сколкова».

«Тройка» также пополнилась рядом известных чиновников. В 1999 году начал карьеру в частной компании с позиции исполнительного вице-президента «Тройки Диалог» Олег Вьюгин. На эту должность он пришел после шестилетней службы в Минфине в качестве заместителя министра. Позже, в 2007 году, с поста заместителя министра экономразвития в «Тройку» пришел и Андрей Шаронов.

В 2007 году инвесткомпания по просьбе госкорпорации «Ростехнологии» вошла в капитал АвтоВАЗа в результате «раскольцовки» его структуры собственности, взяв контроль над предприятием. «Тройка» скупала бумаги завода и его «дочек» с рынка, так ни разу и не раскрыв сумму, потраченную на эту операцию.

В 2008 году «Тройка Диалог» продала блокпакет АвтоВАЗа французскому автоконцерну Renault за 1 млрд долларов.

Параллельно компания занималась оптимизацией структуры собственности КамАЗа. В декабре 2008 года компания продает немецкой Daimler 10% акций завода.

В том же 2008 году компания выступает финансовым советником РАО «ЕЭС России» и ТГК-10 по продаже контрольного пакета акций ТГК-10 финскому энергетическому концерну Fortum и становится финансовым консультантом ГК «Роснанотех» по размещению временно свободных средств.

«При этом «Тройка» стала иметь все преимущества и недостатки крупной инвестиционной компании. Небольшие клиенты интересовали ее все меньше», — отмечает Паппэ.

Еще до последнего кризиса, в период фондового бума 2005—2006 годов, рынок стал полниться слухами о неудовлетворительном качестве управления привлеченными от розничных клиентов средствами. В кризис эти жалобы только усилились. По данным Национальной лиги управляющих, стоимость находящихся под управлением «Тройки» пенсионных активов в 2008 году упала на 53% — при том что в среднем по рынку падение составило около 30%. То же самое произошло с ПИФами: стоимость чистых активов крупнейших фондов «Тройки» — «Добрыня Никитич» (акции) и «Илья Муромец» (облигации) сократилась в четыре и почти в пять раз соответственно (расчеты «Инвесткафе»), что тоже было значительно хуже среднерыночной динамики.

В результате к 2010 году «Тройка» лишилась большого объема денег под управлением и отошла на 6-е место в ренкинге УК с 91,8 млрд долларов (расчеты «Эксперт РА»).

По мнению генерального директора Национального рейтингового агентства Виктора Четверикова, столь сильное падение в кризис было вызвано и крахом рынка репо в сентябре 2008 года. «У Варданяна было много крупнейших проектов и сделок со сложными схемами финансирования и извлечения прибыли. Когда источники рефинансирования ликвидности пропали, осуществлять сложные сделки оказалось невозможно. Эти проблемы, помноженные на гигантский масштаб бизнеса, и дали большой провал», — объясняет Четвериков.

Но в кризис Варданян не остался без помощи. В 2008 году Сбербанк предоставил бизнес-школе «Сколково» под поручительство Варданяна кредит в размере 254 млн долларов. Правда, считает Четвериков, эти деньги не сильно выручили Варданяна: «Вытащил «Тройку» он сам, в первое время просто насобирав деньги по знакомым. Кредиты тогда были очень невыгодные, высочайшие проценты еще больше провалили бы бизнес».

Позже, к 2009 году, Варданян договаривается о продаже за 200 млн долларов 33% акций «Тройки» иностранному стратегу — южноафриканскому инвестбанку второго ряда Standard Bank Group, получив в придачу российскую «дочку» юаровцев — коммерческий Стандарт-банк.

Банки трансформируются

Сделка с «Тройкой» завершила очередной этап развития инвестиционно-банковской индустрии в стране. Но это не стало спецификой России. Ранее этот этап завершился и за рубежом.

«В 1933 году в Америке был принят знаменитый акт Гласа-Стигала, согласно которому разделялась деятельность коммерческих и инвестиционных банков. Такая модель просуществовала 75 лет: в сентябре 2008 года, в разгар кризиса, ФРС разрешила инвестбанкам Goldman Sachs и Morgan Stanley изменить статус с независимых инвестиционных банков на банковские холдинги (full-fledged banks). Lehman Brothers тогда уже почил, а Merrill Lynch был куплен BofA. Чтобы проходить сквозь кризисы, участвовать в современных мегасделках, инвестбанкам не хватало финансовой мощи. В составе холдингов они становились более прозрачными, получали доступ к госкредитам, к счетам частных лиц. Это давало им новые возможности для маневра», — отмечает директор по стратегическому маркетингу и развитию бизнеса УК «Альфа-капитал» Вадим Логинов.

В покупках инвесткомпаний во всем мире оказались заинтересованы и сами банки, которым стало не хватать маржи от процентных доходов по кредитам.

«Маржа от процентных доходов в последние годы снижалась во всем мире, жить на нее банкам стало очень трудно, постепенно все большую долю в доходах стали занимать непроцентные доходы, — объясняет заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев. — Из кредитных организаций они стали превращаться в общефинансовые. В ряде стран непроцентные доходы банков уже составляют больше половины всех доходов. В России — одну треть, но через пару лет и российские банки лишь наполовину будут жить на проценты от кредитов».

«Потенциал развития «Тройки» в рамках партнерства со Сбербанком представляется достаточно большим: Сбер, как и ВТБ, имеет достаточно дешевую ресурсную базу и возможность делать «пакетные» предложения клиентам — сравнительно недорогой кредит и услуги инвестбанка. Опять-таки профинансировать крупные поглощения могут только госбанки, — отмечает руководитель отдела корпоративных и инвестиционных рейтингов «Эксперт РА» Павел Митрофанов. — Что касается конкуренции, то, наверное, она будет вестись теперь в основном между «ВТБ Капиталом» и «Тройкой» — емкости рынка первого эшелона для третьего игрока не хватит, «Ренессансу» придется уйти в Африку и, может быть, на Ближний Восток. Глава «Ренессанс Капитала» Стивен Дженнингс в ряде интервью упоминал такую возможность». В то же время, считает Яков Паппэ, на рынке найдется место и другим игрокам — просто займут они разные ниши, аналогично тому, как работают разные по собственности и капитализации банки. Для управления средствами частных инвесторов востребованы будут и небольшие УК.

Виктор Четвериков полагает, что при новой конфигурации инвестбанковского рынка конкурентное поле для эмитентов первого эшелона усилится, а для мелких и средних игроков останется без изменений: ««Тройка» и «ВТБ Капитал» будут бороться за участие в приватизации гос­компаний — делать максимально привлекательными условия размещений и сделок. Что же касается других компаний и физлиц, то они останутся клиентами порядка 50—70 действующих УК и для них мало что изменится». По его оценке, ВТБ с «Тройкой» охватят более половины рынка по всем направлениям инвестбанковской деятельности. По брокерскому обслуживанию клиентов доля рынка, возможно, будет меньше.

Юрий Данилов не исключает, что через несколько лет Варданян вновь окажется собственником своей компании. Так уже было. В финансовых кругах его называют мастером маневра — этот маневр и отличает гуру инвестиционного бизнеса: действовать исходя из максимальной выгоды, продавать и покупать с максимальной выгодой и целесообразностью.

Екатерина ШОХИНА

http://expert.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter