28 марта 2011 Эксперт Online
Выступая на Всероссийской конференции Ассоциации региональных банков, Алексей Кудрин отметил, что «на нефтяном рынке противоречивое влияние» – с одной стороны, события в Японии, а с другой – ситуация на Ближнем Востоке, которая не улучшается.
Кроме того, министр финансов отметил, что на ближневосточных рынках не происходит улучшения. «Будем на рынке нефти иметь волатильность или повышение цены», – отметил он.
При этом глава российского Минфина уверен, что цены не могут расти бесконечно, поскольку если стоимость нефти оказывается выше отметки 110 долларов за баррель, то существенно повышаются издержки в экономике. «Рост до 150-200 долларов может быть спекулятивным и краткосрочным», – подчеркнул Кудрин. «Мировые аналитики даже оценивают, что цена будет снижаться в течение двух-трех лет существенно ниже тех порогов, что сейчас, и ниже 100 долларов, а с учетом инфляции в США и курса доллара она может находиться на уровне 90 и даже до 100 доходить в ближайшие годы, но с учетом сопоставимости это будет меньше, чем 100 долларов», – сказал министр.
Напомним, что Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщило, что в феврале 2011 года добыча нефти в мире достигла нового исторического максимума – 89 млн баррелей в день, увеличившись относительно предыдущего месяца на 200 тыс. При этом потеря поставок нефти из Ливии была перекрыта более существенным увеличением нефтедобычи в странах Персидского залива и в странах вне ОПЕК. По оценкам экспертов МЭА, рост потребления нефти и производных энергоносителей в 2011 году продолжится. Предварительно ожидается, что потребление нефти и нефтепродуктов в мире увеличится относительно 2010 года еще на 1,4 млн баррелей в день, или на 1,7%.
«Не думаю, что столь высокие цены на нефть могут продержаться ощутимо долго, больше одного-двух месяцев, так как, если цена на нефть будет удерживаться выше 120-130 долларов за баррель, на первый план выйдет негативное влияние этого на рост мировой экономики, что должно оказать сдерживающее действие на рост цен, – считает аналитик "Инвесткафе" Григорий Бирг. – Впрочем, если геополитическая дестабилизация распространится на Саудовскую Аравию или Эмираты, если там начнутся беспорядки, способные вызвать перебои в добыче и поставке нефти, то возможен скачок до упомянутых Кудриным уровней».
На российской экономике, по мнению Бирга, рост цен на нефть скажется позитивно. «Доходы нефтяных компаний вырастут, вырастут и налоги, выплачиваемые важнейшей для российской экономики отраслью, – говорит аналитик. – Положительный эффект для доходов государства от роста цен будет несколько нивелирован укреплением курса рубля к доллару. Рост цен на нефть подтолкнет нефтяные и газовые компании на большие вложения в разведку и добычу, в том числе из-за большей привлекательности доселе малорентабельных проектов».
По мнению директора департамента Due Diligence «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Александра Штока, стоимость нефти в 200 долларов за баррель сегодня выглядит маловероятной, особенно если говорить о спекулятивном характере роста цен на нефть. «Ситуация в мировой экономике далека от стабильности, а дорогая нефть оказывает на нее дополнительное давление. Спекулятивный пузырь на нефтяном рынке в этих обстоятельствах может лопнуть очень быстро, и плавного снижения цен не будет, – отмечает аналитик. – Возможность резкого падения цен значительно увеличивает риски спекулятивного нагрева рынка. Таким образом, маловероятно, что сами спекулянты будут стремиться сильно взвинчивать цены – слишком высоки риски. Кроме того, мировая экономика может не "потянуть" эти цены, тем самым резко снизив спрос, а за ним и цены».
Цены на нефть уже и без того перегреты событиями на Ближнем Востоке. «Ситуация в Японии это лишь подтвердила – вероятность снижения спроса привела и к снижению нефтяных котировок. В этих условиях поддерживать рост цен на нефть без существенных реальных факторов (например, при еще большем сокращении поставок ближневосточных стран) будет крайне сложно», – говорит Шток.
Аналитик считает, что, с одной стороны, российская экономика от высоких цен на нефть только выиграет, поскольку нефтегазовые доходы по-прежнему являются основными для российского бюджета. «С другой стороны, высокие цены на нефть сделают менее актуальной переориентацию российской экономики и усилят ее энергетическую зависимость», – добавляет он.
Александр Осин, главный экономист УК «Финам менеджмент», напоминает, что есть два варианта оценки «справедливой» цены на нефть. Первый – на основе анализа динамики реального спроса и предложения. Американское управление энергетической информации министерства энергетики США (U.S State Energy Information Administration, EIA) оценивает на 2011 год объем мирового спроса и предложения нефти на уровне 88,2 млрд баррелей в день и 81,3 млрд баррелей соответственно и на основании разрыва в этих показателях при ожидаемом его сохранении в среднесрочном периоде оценивает среднюю «справедливую» стоимость «легкой» нефти на 2011 год в 102 доллара за баррель.
«Есть другой подход, основанный на оценках монетарного фактора и его влияния на нефтяные цены, – говорит Осин. – Долларовый объем добычи нефти составляет 3,3 трлн долларов, а суммарный общий долг только ЕС и США составляет более 100 трлн долларов. Долг этот монетизируется, денежная база США с 2008 года выросла в 2,6 раза и продолжает активно расти в последние недели на фоне проведения политики количественного ослабления, с одной стороны, и, с другой стороны, на фоне отсутствия решения законодателей по увеличению лимита заимствований казначейства».
Параллельно Япония в понедельник увеличила фонд скупки долговых инструментов с 5 до 40 трлн иен. В выходные было объявлено о расширении европейской программы финансовой поддержки EFSF с 250 млрд до 440 млрд евро и заключения соглашения о создании Европейского механизма стабильности (ESM), который составит 500 млрд евро. «На основании активно проявившей себя в последнее десятилетие положительной корреляции цен на сырье и динамики денежной массы можно ожидать в среднесрочном периоде кратное повышение цен на нефть и другие сырьевые ресурсы», – считает аналитик.
«Сегодняшние заявления министра финансов схожи по своему характеру с прогнозами Societe Generale, аналитики которого рассматривают в числе прочих вариант роста цен на нефть в текущем году до 150-200 долларов за баррель», – отмечает Осин.
По его словам, в нормальных, традиционных условиях, исходя из долгосрочных сравнительных оценок, изменение нефтяных цен на 10 долларов за баррель «отнимает» у экономики или прибавляет к ВВП РФ примерно 0,4-0,5% в год. «В данном случае при существенном и быстром росте цен на нефть параллельно будет развиваться спад инвестиций и потребления под влиянием роста оценочных рисков, будет расти активность долгосрочных вложений, влияние которых на экономику может не проявлять себя в полной мере с точки зрения среднесрочного периода, – полагает аналитик. – Возрастут инфляционные риски для бюджета, который сейчас является ключевым "мотором" процессов восстановления».
«Стимулировать нефтедобычу надо, доступных альтернативных источников энергии в достаточном для мировой экономики объеме нет, и их создание, вероятно, потребует и времени, и значительных инвестиций, – говорит Осин. – При этом такой рост цен может стать стимулом для развития альтернативной энергетики, как и стимул для роста реальных инвестиций в целом».
Правда, как считает Александр Шток, альтернативная энергетика развивается достаточно активно и без учета колебаний на нефтяном рынке. «Страны, развивающие альтернативную энергетику, стремятся прежде всего к энергонезависимости. Цена энергии здесь имеет второстепенное значение, поскольку сейчас альтернативная энергетика дороже традиционных энергоносителей. Тем не менее это направление развивается мощными темпами», – напоминает он.
Али Алиев
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
