30 марта 2011 Thomson Reuters
Уже два месяца развитие событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке является «событием №1» для мировых СМИ и всерьез влияет на тенденции мировых рынков. «Первая ласточка» — социальный протест в Тунисе против резкого подорожания основных продуктов питания превратилась в региональный феномен, который, без сомнения, знаменует начало нового этапа в истории региона. Первые последствия рынок уже пережил в виде «нефтяной ракеты». Один из авторитетов финансового мира, Исполнительный Директор инвест. фонда PIMCO Мохаммед Эль-Эриан (Mohamed El-Erian) рассуждает, что поменялось в мировой экономике в связи с ближневосточным напряжением.
Пока что правительства разных стран стараются понять, что же на самом деле происходит в регионе, и самое главное, чем и когда это закончится, а служащие посольств делают все возможное для эвакуации своих граждан из неспокойного региона, пришла пора задуматься: «А как дальше будут жить эти страны в частности, и весь мир вообще?» По мнению Мохамеда Эль-Эриана, настал период усиления контрастов между самими странами ближневосточного и североафриканского региона. Следовательно, непредсказуемое и непредотвратимое «цунами перемен» разумнее всего рассматривать применимо не ко всему региону вообще, а к каждой отдельной стране или группе стран. Таким образом, и Запад, и Восток столкнулся со своего рода «двоякой проблемой» – с одной стороны, понимание необходимости, и самое главное, готовность работать с четырьмя очень разными группами стран, а с другой – умение учесть разность динамики развития, как для схожих, так и различных процессов внутри этих групп.
Страны, в которых до конца произошла перемена режима – Тунис и Египет, прилагают значительные усилия по «закреплению результатов» революций, в первую очередь, утверждения демократических форм правления, становления, развития, формирования и защиты социальных и гражданских прав и свобод личности. Первые успехи не заставили себя долго ждать: это прежде всего ощутимая поддержка всех инициатив со стороны широких слоев населения; сбалансированный прогресс в экономическом, политическом и социальном аспектах. Эти страны поставили перед собой вполне осуществимые, хоть и довольно сложные задания. Реализация этих планов длительна, вариативна и требует в обязательном порядке некоторые предпосылки, в первую очередь – возврат к нормальной стабильной повседневной финансовой и экономической жизни.
Вторая группа, пока что потенциальная, это некоторые страны, имеющие возможность относительно мирной смены режима, наподобие Египта и Туниса. В первую очередь, это касается Бахрейна, но этот сценарий может развиться и в других странах. Правительства таких государств в той или иной степени уже начали путь перемен, осознавая необходимость востребованных населением реформ.
Далее, третья группа, это страны, стремящиеся избежать смены политического режима. В первую очередь это арабские страны Персидского залива – Кувейт, Оман, Катар, Саудовское Королевство и ОАЭ. Их правительства продемонстрировали готовность и умение действовать на опережение угроз. С одной стороны, они позаботились о предупреждении беспорядков, усиливая мощь полиции, с другой – начали весьма эффективную работу по предоставлению социальной и финансовой помощи населению. В некоторых случаях реакция правительств выражалась в почти молниеносной разработке и внедрении стратегий реформ.
Наконец, четвертая, самая проблемная группа – страны, население которых столкнулось с ожесточенным противостоянием со стороны правительства. К странам, находящимся на слуху у мирового сообщества, стоит также добавить Йемен, где, подобно прочим «кострам революций», процесс смены власти происходит крайне болезненно и с угрозами внутреннего хаоса и дальнейшего противостояния, способного привести к гражданской войне.
Очень важно понимать не только процессы в каждой из групп, но и теперь уже разновекторную динамику всего региона в целом, что привносит дополнительный элемент сложности во всемирные процессы интеграции и сотрудничества. Нагрузка по взаимной адаптации мирового сообщества и арабских стран к «новой реальности» в регионе ляжет в первую очередь на международные организации, например Лигу арабских государств.
Однако, стремительные политэкономические перемены в регионе уже создали целый ряд сложностей для соседних с «проблемными» стран, как внутри самого региона, так и для близлежащих стран Европы. Это массы беженцев и трудовых мигрантов, причем, в их числе довольно значительная часть так называемых вторичных мигрантов – т.е., тех, кто раньше приехал в эти североафриканские страны в поисках лучших перспектив. В данный момент больше всего от этого страдают соседние с Ливией «стабильные» Тунис и Египет, а также островная часть Италии.
Адекватное восприятие стремительных перемен как правительствами стран региона, в том числе и теми, что только недавно пришли к власти, так и мировым сообществом поможет решить возникшие проблемы, в том числе и экономического характера, например, нестабильность мирового рынка нефти.
Оригинал Перевел Виктор Белинский
http://ru.reuters.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Пока что правительства разных стран стараются понять, что же на самом деле происходит в регионе, и самое главное, чем и когда это закончится, а служащие посольств делают все возможное для эвакуации своих граждан из неспокойного региона, пришла пора задуматься: «А как дальше будут жить эти страны в частности, и весь мир вообще?» По мнению Мохамеда Эль-Эриана, настал период усиления контрастов между самими странами ближневосточного и североафриканского региона. Следовательно, непредсказуемое и непредотвратимое «цунами перемен» разумнее всего рассматривать применимо не ко всему региону вообще, а к каждой отдельной стране или группе стран. Таким образом, и Запад, и Восток столкнулся со своего рода «двоякой проблемой» – с одной стороны, понимание необходимости, и самое главное, готовность работать с четырьмя очень разными группами стран, а с другой – умение учесть разность динамики развития, как для схожих, так и различных процессов внутри этих групп.
Страны, в которых до конца произошла перемена режима – Тунис и Египет, прилагают значительные усилия по «закреплению результатов» революций, в первую очередь, утверждения демократических форм правления, становления, развития, формирования и защиты социальных и гражданских прав и свобод личности. Первые успехи не заставили себя долго ждать: это прежде всего ощутимая поддержка всех инициатив со стороны широких слоев населения; сбалансированный прогресс в экономическом, политическом и социальном аспектах. Эти страны поставили перед собой вполне осуществимые, хоть и довольно сложные задания. Реализация этих планов длительна, вариативна и требует в обязательном порядке некоторые предпосылки, в первую очередь – возврат к нормальной стабильной повседневной финансовой и экономической жизни.
Вторая группа, пока что потенциальная, это некоторые страны, имеющие возможность относительно мирной смены режима, наподобие Египта и Туниса. В первую очередь, это касается Бахрейна, но этот сценарий может развиться и в других странах. Правительства таких государств в той или иной степени уже начали путь перемен, осознавая необходимость востребованных населением реформ.
Далее, третья группа, это страны, стремящиеся избежать смены политического режима. В первую очередь это арабские страны Персидского залива – Кувейт, Оман, Катар, Саудовское Королевство и ОАЭ. Их правительства продемонстрировали готовность и умение действовать на опережение угроз. С одной стороны, они позаботились о предупреждении беспорядков, усиливая мощь полиции, с другой – начали весьма эффективную работу по предоставлению социальной и финансовой помощи населению. В некоторых случаях реакция правительств выражалась в почти молниеносной разработке и внедрении стратегий реформ.
Наконец, четвертая, самая проблемная группа – страны, население которых столкнулось с ожесточенным противостоянием со стороны правительства. К странам, находящимся на слуху у мирового сообщества, стоит также добавить Йемен, где, подобно прочим «кострам революций», процесс смены власти происходит крайне болезненно и с угрозами внутреннего хаоса и дальнейшего противостояния, способного привести к гражданской войне.
Очень важно понимать не только процессы в каждой из групп, но и теперь уже разновекторную динамику всего региона в целом, что привносит дополнительный элемент сложности во всемирные процессы интеграции и сотрудничества. Нагрузка по взаимной адаптации мирового сообщества и арабских стран к «новой реальности» в регионе ляжет в первую очередь на международные организации, например Лигу арабских государств.
Однако, стремительные политэкономические перемены в регионе уже создали целый ряд сложностей для соседних с «проблемными» стран, как внутри самого региона, так и для близлежащих стран Европы. Это массы беженцев и трудовых мигрантов, причем, в их числе довольно значительная часть так называемых вторичных мигрантов – т.е., тех, кто раньше приехал в эти североафриканские страны в поисках лучших перспектив. В данный момент больше всего от этого страдают соседние с Ливией «стабильные» Тунис и Египет, а также островная часть Италии.
Адекватное восприятие стремительных перемен как правительствами стран региона, в том числе и теми, что только недавно пришли к власти, так и мировым сообществом поможет решить возникшие проблемы, в том числе и экономического характера, например, нестабильность мирового рынка нефти.
Оригинал Перевел Виктор Белинский
http://ru.reuters.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу