На распутье » Элитный трейдер
Элитный трейдер


На распутье

В интересные времена мы живем — Фукусима ли грозит радиацией, Греция ли непрозрачно намекает на дефолт, Китай ли ужесточает монетарную политику, а рынкам всё одно оптимизм
12 апреля 2011 Архив Зайд Григорий
В интересные времена мы живем — Фукусима ли грозит радиацией, Греция ли непрозрачно намекает на дефолт, Китай ли ужесточает монетарную политику, а рынкам всё одно оптимизм.

Нет, так не бывает! Если в пьесе на стене висит ружье, то оно непременно выстрелит! В том затянувшемся спектакле, который мы наблюдаем с 2008 года, на стене висит не ружье, там висит целый арсенал. Чего стоят долги Южной Европы, дешевеющие даже на фоне монетарного изобилия. Чего стоят разрушения Японии, так быстро позабытые рынком под напором блицкрига Банка Японии и центробанков-партнеров. Стремительный рост сырья, политические сдвиги в главном нефтеносном регионе мира, потоки капиталов, раздувшие развивающиеся рынки, зашкаливающие бычьи сантименты — вряд ли все это пройдет даром. Мы стоим на пороге перемен!

Начиная с 2009 года рынками двигали деньги, выходившие из-под печатного станка центробанков. Первые потоки напечатанных долларов, евро, фунтов и прочих образцов полиграфии объяснялись необходимостью поддержать экономику, стоявшую на пороге коллапса. Через год, в начале 2010 года уже создавалось впечатление, что коллапса удалось избежать, однако долговые проблемы, высокая безработица продолжали подавлять всякое реальное восстановление экономики, основанной на росте (в основном за счет кредита) потребительского спроса. Стабилизировавшаяся мировая экономика не демонстрировала признаков самоподдерживающегося роста, рынки высказывали свое недоверие долговым бумагам ненадежных стран, финансовый рынок грозил снова свалиться в делеверидж, а реальная экономика ужасалась предстоящей дефляции. Вероятно, именно тогда, в начале 2010 года, в кулуарах центробанков крупнейших экономик зарождался план новой фазы количественного смягчения, с успехом реализованный позже и ФРС, и ЕЦБ, и Банком Англии, и Банком Японии. Меры по поддержанию жизни долгового рынка Европы, японские интервенции и предоставление бесплатной ликвидности, феерическое QE2 от ФРС… Увы, это все произошло! Потоки нарисованных денег раскрасили биржевые графики в зеленые цвета, а заодно и разогнали потребительскую инфляцию.

Каковы итоги этой второй фазы всемирного монетарного смягчения? Они таковы: отличные показатели роста ВВП большинства стран, снижение безработицы, рост стоимости акций, замедление снижения цен на недвижимость или стабилизация этих цен, значительный рост инфляции, отсутствие роста потребительского кредитования в США, снижение доверия к государственным долгам и деньгам вообще.

Надо отметить, что количественные смягчения еще не исчерпали весь свой ресурс, экономика выдержала бы, пожалуй, еще один раунд. Но, по всей видимости, монетаристы решили дать нам возможность отдохнуть — ЕЦБ повысил ставку, Китай убирает ликвидность с рынка, а ФРС изменила риторику, предупреждая о возможном ужесточении своей политики сначала в части объемов ликвидности, а позже и в части ее стоимости. Декларируемая и очевидная причина наметившейся монетарной сдержанности — это инфляция. Инфляция издержек, обусловленная ростом стоимости сырья и не поддерживаемая ростом кредитования, которая грозит замедлением экономики вследствие снижения спроса на конечную продукцию. Можно было бы приветствовать такой монетарный подход, позволяющий в будущем несколько снизить цены на сырье, стабилизировать общеэкономическую ситуацию, дать возможность потребителям и реальному сектору работать и потреблять в условиях стабильности, сузив диапазон движения инфляционно-дефляционных качелей. Но, к сожалению, стабильность обещает быть достаточно зыбкой.

Собственно проблемы ближайшего будущего все те же — экономика, основанная на постоянном растущем кредитовании, не восстановилась. Спрос без роста кредитования слишком мал. Такая стагнация была бы вполне приемлема, если бы не одно но. Важное «но». Долги! Долги крупнейших экономик — США, еврозоны, Великобритании, Японии — настолько велики, что не могут быть возвращены в рамках существующей финансово-экономической модели. Более того, в самом ближайшем будущем встанет вопрос, под какую ставку могут быть рефинансированы старые долги и размещены новые. Как справедливо заметил Билл Гросс пару месяцев назад, покупателей на американский долг не видно при текущей ставке, так кто же будет покупать трежериз после ухода Федрезерва с рынка по окончанию QE? Долговой рынок Европы в своей неоднородности тоже не демонстрирует радужной перспективы – понятно, что как минимум 2-3 страны ЕС идут к реструктуризации госдолга. Да еще и Японии понадобятся деньги для восстановления.

Итак, налицо дилемма – дальнейшие монетарные смягчения ведут к сжатию спроса за счет роста инфляции издержек, а отсутствие ликвидности ведет к росту стоимости обслуживания долга и ускорению дефолтов наиболее приближенных к нему кандидатов. С этой дилеммой мир и вошел во второй квартал 2011 года.

Так что же ждать в ближайшем будущем? Очевидно, некоего ужесточения монетарной политики, которое уже набирает обороты. Вероятно, роста уровня страха, обусловленного как объективными причинами, так и раздуваемого СМИ с конечной целью заставить инвесторов покупать КО США. По всей видимости, нужно ожидать роста курса доллара, обострения проблем южной Европы и высокой волатильности японской йены; волатильность рынка акций и сырья не заставит себя долго ждать. Снижение объема ликвидности, рост ставок приведет рынки к посадке, надеюсь, она будет мягкой. Кстати, у американских банков много кэша, похоже, эти бедолаги не смогли пристроить его в условиях стремительного избавления инвесторов всего мира от денег. Да, американские банкиры, наверно, просто не успели этого сделать… Или не захотели?

С точки зрения биржевых спекуляций вышеописанная перспектива обещает коррекцию в паре евро/доллар, сырье (включая нефть), фондовых индексах (российские индексы могут оказаться в числе лидеров снижения), повышении доходности облигаций. Предположу, что этот коррекционный процесс развернется уже в самое ближайшее время, но будет носить довольно мягкий характер в течение мая-августа – напомню, что QE2, заключающееся в выкупе Федрезервом КО и фактически, в избыточном предложении доллара, будет продолжаться до июля, а операции POMO, аналогичные по своей сути, до августа; это окажет смягчающее воздействие на начавшееся ужесточение монетарной политики в целом и немного демпфирует коррекционные ожидания. Самое интересное начнется тогда, когда вливания денег в рынок закончатся полностью, а повышение ставок станет постоянным трендом.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter