Деньги заменят нефть. Развитие факторинга может дать толчок экономике России
Факторинг является относительно новым инструментом финансирования участников экономической деятельности. Однако именно его развитие способно помочь диверсифицировать российскую экономику, поскольку с его использованием небольшие компании потребительского сектора могут развиваться более активно.
Вклад в ВВП
За прошлый год, согласно данным исследования «Эксперт РА», объем рынка факторинга в России удвоился: по итогам 2005 года он составлял 147,1 млрд руб., а по итогам 2006 года — уже 297,1 млрд руб. (более 11 млрд долл.). В 2007 году, по мнению аналитиков «Эксперт РА», рынок вновь вырастет в два раза, достигнув 22 млрд долл. В последующие годы темпы роста несколько замедлятся. По прогнозам участников рынка, по итогам 2009 года в России общая сумма предоставляемых факторинговых услуг достигнет 70 млрд долл. Таким образом, среднегодовой прирост в 2008–2009 годах не превысит 79%.
О потенциале роста этого рынка свидетельствует тот факт, что по итогам 2006 года доля факторинговых сделок в ВВП России составила 1,1%. Для сравнения, объем рынка факторинга в Западной Европы колеблется от 70 млрд до 300 млрд долл., а доля в ВВП — от 5 до 13%. В таких странах, как Чехия, Словакия, Венгрия, этот показатель составляет 3–4%.
Кроме того, потенциал роста рынка факторинговых услуг можно оценить исходя из объемов рынка всех отсрочек товарного платежа (товарного кредита), который по итогам этого года должен составить 240 млрд долл., что более чем в десять раз превышает рынок собственно факторинга. По мнению участников рынка, этот вид финансирования будет развиваться, в том числе отбирая долю рынка у товарного кредита.
Ведущий специалист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев полагает, что в последующие годы факторинг будет занимать все большую долю рынка товарных кредитов и по итогам 2008 года может составить 17–20%.
Участники рынка дают более оптимистичные прогнозы. По оценкам некоторых из них, объем операций на рынке факторинга к концу года может составить 10% от всего объема операций на рынке товарного кредита, таким образом, по итогам года объем рынка факторинга составит 24 млрд долл. А председатель правления Национальной факторинговой компании Михаил Трейвиш считает, что по итогам 2010 года объем операций по факторингу может вырасти в 10–15 раз. «По нашим оценкам, рост факторинга будет осуществляться во всех секторах экономики, кроме производства энергоносителей», — сказал г-н Трейвиш РБК daily. Таким образом, ежегодные темпы прироста отрасли могут составлять от 110 до 140%, за счет чего будет обеспечен двукратный рост доли факторинга не только по отношению к общему объему товарных кредитов, но и к ВВП.
Точки роста
Главным рычагом роста факторинга в ближайшие годы станет развитие потребительского рынка. Именно этот сектор экономики является традиционным для факторинговых компаний. Одним из основных показателей потенциала роста этого рынка является объем рынка товарных отсрочек, а он, в свою очередь, напрямую зависит от объема розничной торговли, отмечает директор по развитию факторинговой компании «Еврокоммерц» Илья Волков. А по данным Министерства экономического развития и торговли, оборот розничной торговли в России в 2006 году составил почти 9 трлн руб., увеличившись на 13% по сравнению с 2005 годом. При этом в 2007 году МЭРТ ожидает, что оборот розничных операций вырастет более чем на 18% и превысит 10 трлн руб. При этом доля компаний, работающих в стационарной торговой сети, участники которой являются потенциальными потребителями факторинговых услуг, составила по итогам 2006 года 80% от общего объема розничной торговли, а в первом квартале 2007 года она уже превысила эту цифру, достигнув 84,4%.
При этом, по словам Ильи Волкова, рынок товарных отсрочек потенциально может покрыть по объему весь рынок розничной торговли. «В то время как прирост объема розничной торговли не превышает 18% в год, средний ежегодный прирост рынка товарного кредита колеблется от 22 до 25%», — отмечает г-н Волков. В то же время факторинг значительно опережает по темпам роста рынок товарного кредита. Таким образом, при сохранении высоких темпов роста факторинга можно считать, что рынок товарных кредитов будет практически полностью охвачен услугами факторинговых компаний.
По мнению президента компании «Еврокоммерц» Григория Карповского, опережающих темпов роста рынка факторинга по сравнению с рынком товарных кредитов можно добиться, диверсифицируя регионы оказания факторинговых услуг. Например, в прошлом году двукратные темпы роста рынка удалось сохранить именно за счет активного выхода компаний-факторов в регионы. Так, если по итогам 2005 года около 60% объема этого рынка приходилось на московский регион, то по итогам 2006 года его доля снизилась до 55%, а по итогам 2007 года может составить менее 50%. «По нашим оценкам, в общем объеме факторинговых сделок значительно увеличится доля Уральского и Сибирского федеральных округов: до 7 млрд и 8 млрд долл. соответственно, что составляет примерно 21% от общего рыночного оборота», — считает г-н Карповский.
Подтверждают возможность активизации факторинговых компаний в регионах и данные МЭРТ, в соответствии с которыми доля Москвы в розничной торговле, участники стационарного вида которой являются потенциальными клиентами факторов, сократилась до 21%, а в шести ведущих регионах выросла в среднем до 4%. Среди них Санкт-Петербург, Московская, Свердловская, Самарская, Тюменская области и Краснодарский край. По оценке министерства, торговые сети уже контролируют более 15% внутреннего рынка, а в крупных городах — до 50%.
При этом в I квартале 2007 года прирост оборотов стационарной торговли составил уже 18,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Между тем специалисты МЭРТ считают особенностью начала нынешнего года снижение продаж товаров на розничных рынках: объем этих продаж составил в январе–марте всего 93,7% по отношению к соответствующему периоду 2006 года, и их доля в обороте розничной торговли в марте снизилась до 15,6% против 19,6% в марте 2006 года.
Кроме того, по данным МЭРТ, доля нестационарной торговли, участники которой не могут быть клиентами компаний-факторов, в регионах не превышает 10%, тогда как в Москве она составляет 25% от всего розничного оборота, что также говорит в пользу выхода в регионы. Так, в Санкт-Петербурге доля нестационарной торговли составляет 8,4%, в Республике Коми — 7,1%, Калмыкии — 5,1%, Сахалинской области — 9,8%, Кировской — 9,6%, Калининградской — 6,4%, Еврейской автономной области — 9%, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе — всего 2,2%, Корякском — 2,1%, Ненецком — 1,7%, Эвенкийском — 1,0%, а на Чукотке вообще нет нестационарной торговли.
Слезть «с иглы»
Кроме того, по мнению Григория Карповского, необходимо диверсифицировать и отрасли оказания факторинговых услуг. Наибольшим спросом финансирование под уступку дебиторской задолженности пользуется у компаний, работающих в пищевом и фармакологическом секторах. При этом, по данным МЭРТ, наибольший удельный вес в структуре расходов населения традиционно занимают швейные изделия, а на фоне роста спроса со стороны населения уровень товарных запасов в розничной торговле в 2006 году сократился на 15%, до 30 дней. «Учитывая вступление в ВТО, российским предприятиям необходимо значительно увеличивать объемы производств, чтобы противостоять конкуренции, — отмечает заместитель начальника отдела факторинга Международного московского банка Геннадий Золкин. — Этому во многом способствуют именно факторинговые услуги». В том числе и с их помощью, по данным МЭРТ, в 2006 году российским предприятиям удалось нарастить объем производства потребительских товаров, что способствовало снижению до 40% доли импорта в розничной торговли. По мнению начальника управления факторинга банка «Система» Сергея Бабичева, с помощью этого инструмента в среднесрочной перспективе могут значительно увеличить свои обороты такие отрасли российской экономики, как производство компьютерных технологий, отверточная сборка. По оценке Олега Солнцева, услуги факторинга могут быть в значительной степени востребованы и в крупном промышленном производстве на третьей стадии обработки. Таким образом, с помощью факторинга может быть обеспечена дальнейшая диверсификация российской экономики. Это подтверждается и данными МЭРТ, по которым торговая деятельность, как розничная, так и оптовая, обеспечила 19,3% ВВП, превосходя все остальные виды экономической деятельности, а прирост валовой добавленной стоимости в торговли составил 8,7% при 6,7% в среднем по ВВП.
При этом, по мнению Геннадия Золкина, если не диверсифицировать рынок как по регионам, так и по структуре секторов экономики, то вполне может сложиться ситуация, когда темпы роста рынка товарного кредита окажутся не только не меньше темпов роста рынка факторинговых услуг, но даже выше последних.
Григорий Карповский считает, что если у участников рынка будет достаточно ресурсов и широкая линейка продуктов, которая сможет удовлетворить спрос со стороны всех секторов экономики, то прирост объемов рынка факторинговых услуг вполне может достичь 150% в год.
БОРИС ДЕРЕВЯГИН