Рынок между законами. Что сдерживает развитие факторинга? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Рынок между законами. Что сдерживает развитие факторинга?

За последние годы российский рынок факторинга демонстрировал высокую динамику роста. В будущем дополнительным катализатором роста этого рынка может стать структурирование правового поля. Это позволит многим банкам выделить факторинговые подразделения в отдельные компании, что даст значительный прирост оборотов, так как освободит факторинг от необходимости конкурировать внутри банковской структуры с кредитными подразделениями и откроет возможность для прямых инвестиций в факторинговую отрасль. В настоящее время Россия не присоединилась ни к одному международному соглашению о правилах оказания факторинговых услуг.

В российском законодательстве пока окончательно не закреплено отсутствие необходимости в лицензировании. В итоге одни специализированные компании работают, получив банковскую лицензию, другие без лицензии. При этом Банк России достаточно жестко подходит к контролю банков, занимающихся факторинговой деятельностью, хотя никаких стандартов по бухгалтерскому учету в данной области не существует. «Каждый из банков чуть ли не по своим собственным стандартам отражает факторинговые операции в бухгалтерском учете, — отмечает начальник управления факторинговых операций НОМОС-банка Владимир Колодяжный. — В то же время некоторые моменты излишне зарегулированы ЦБ. Например, вопрос идентификации клиентов факторинговых компаний в целях противодействия легализации доходов, нажитых преступным путем, или резервирования, когда ЦБ настаивает на необходимости расчета резервов на основании анализа финансовой отчетности дебиторов при регрессивном факторинге».

Разрешить подобные противоречия могло бы создание общих стандартов работы в области факторинга. Таким стандартом могла бы стать конвенция о международном факторинге, которую разработал Международный институт унификации частного права, считает главный специалист департамента корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли Ольга Грицай. «Ратификация Россией этой конвенции могла бы стимулировать российские факторинговые компании работать по ее стандартам и на внутреннем рынке, — пояснила г-жа Грицай. — При этом на рынке есть идея создать отдельный закон о факторинге, и мы сейчас такую возможность прорабатываем».

Однако директор департамента рейтингов финансовых институтов агентства «Эксперт РА» Павел Самиев сомневается в необходимости создавать под каждый новый финансовый инструмент, который появляется на российском рынке, отдельный закон. «Вполне можно обойтись поправками в уже существующее законодательство, их проще и быстрее провести через Государственную думу».

Впрочем, поправки, окончательно фиксирующие отсутствие необходимости в лиценизировании факторинговой деятельности, уже больше года находятся в Госдуме и пока прошли лишь первое чтение. Статья 825 главы 43 Гражданского кодекса требует для оказания факторинговых услуг получения лицензии. Однако статья 10 закона о введении в действие части второй Гражданского кодекса говорит, что до определения механизма и органа, выдающего лицензию для оказания факторинговых услуг, «действует установленный порядок». При этом никакого порядка установлено, в сущности, не было. Кроме того, в законе о лицензировании в перечне тех типов деятельности, которые требуют получения лицензии, факторинг не указан. Таким образом, по факту оказание факторинговых услуг возможно и без получения лицензии. В настоящее время часть факторов работает с банковской лицензией, часть – без нее. Поэтому и было решено провести через Госдуму законопроект о внесении поправок. Проект разрабатывался МЭРТ, при этом ни у одного из других ведомств, включая Минфин и ЦБ, возражений относительно него не было. Но между первым и вторым чтением исследовалась целесообразность компенсации лицензирования иными механизмами. И это не случайно, так как, по словам Ольги Грицай, большое количество банков в случае окончательного закрепления отсутствия необходимости в лицензировании факторинговой деятельности выделило бы эту деятельность в отдельный бизнес.

С ней согласен и Павел Самиев. «Факторинг сейчас фактически переходит на новый этап развития, — пояснил эксперт. — Сначала банки предлагали услуги факторинга внутри своих подразделений, однако с появлением возможности заниматься этой деятельностью вне банковской структуры, большинство банков поспешит выделить факторинговые подразделения в отдельный бизнес и тому есть ряд примеров».

«Выделение в отдельную структуру высвободит эту компанию из-под банковского законодательства», — поясняет Владимир Колодяжный. Пока единственным способом выработать общие стандарты, которые бы позволили контролировать деятельность рынка факторинга и внушили бы доверие международным компаниям, было бы создание саморегулируемой организации. «Работа в этом направлении участниками рынка ведется, — отмечает президент факторинговой компании «Еврокоммерц» Григорий Карповский. — И в этом году такой союз будет создан». Однако это, по его словам, не отменяет необходимости в поправках законодательства. При этом по словам Ольги Грицай министерство прикладывает все силы, чтобы существующие поправки прошли все три чтения в Госдуме и попали в Совет Федерации до конца весенней сессии.

ГЛЕБ ЖЕЛЕЗНОВ