Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Анатоль Калетский, Ужасная правда за красивыми фразами » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Анатоль Калетский, Ужасная правда за красивыми фразами

Заявление Мервина Кинга о том, что "БЕЗуПРечные 10 лет" остались позади, означает не совсем то, что может показаться с первого взгляда. На самом деле, мы уже слышали этот прогноз от председателя Банка ровно четыре года назад, когда он сразу после своего назначения дал интервью газете Times. Тогда он использовал прилагательное "безупречные" не для того, чтобы высказать оценочное суждение, а скорее, для лаконичного описания развития событий последних 10 лет с точки зрения статистики
23 мая 2008 Архив
Заявление Мервина Кинга о том, что "БЕЗуПРечные 10 лет" остались позади, означает не совсем то, что может показаться с первого взгляда. На самом деле, мы уже слышали этот прогноз от председателя Банка ровно четыре года назад, когда он сразу после своего назначения дал интервью газете Times. Тогда он использовал прилагательное "безупречные" не для того, чтобы высказать оценочное суждение, а скорее, для лаконичного описания развития событий последних 10 лет с точки зрения статистики. Ведь если принять во внимание экономические показатели, становится ясно, что за 15 лет, которые Великобритания провела в стороне от механизма регулирования валютного курса ЕС, она переживала "БЕЗинфляционный Период Развития". Отсюда и появилось это прилагательное "БЕЗуПРечные". Однако если оттолкнуться от этих словесных шарад, то в этой фразе нельзя не заметить очень серьезный подтекст. Его попытались разгадать информационные агентства, и всю прошлую неделю они твердили нам о том, что из-за разгула инфляции дальнейшее сокращение ставки потеряло свою актуальность. На самом же деле, все не так однозначно. В своем отчете по уровню инфляции, Банк отметил, что официальный показатель индекса CPI, который не так давно достиг отметки в 3%, не остановится на этом, и в течение какого-то времени упорно будет держаться выше целевого уровня. Отсюда следует, что Мервину Кингу придется направить не одно, а несколько писем с объяснениями премьер-министру.

Однако совершенно не понятно, как этот полет инфляции, взятый сам по себе, может рассматриваться, как серьезное препятствие для дальнейшего ослабления монетарной политики. Членам Комитета по монетарной политике лучше других известно, что никакое изменение процентной ставки, предпринятое в этом году, не сможет обуздать инфляцию раньше второй половины 2009 года, а может быть и позже. Поэтому сейчас при выборе курса монетарной политики Комитет будет опираться на показания инфляции только в той степени, в какой это поможет избежать усиления инфляционных ожиданий, и в особенности предотвратить рост заработных платы, которая угрожает навсегда задержаться на высоких отметках вне зависимости от развития событий.

А это в свою очередь, зависит от экономической активности, уровня занятости и способности Министерства финансов удержать заработную плату бюджетников на прежнем уровне. В этом смысле опасность скорого повышения ставки исходит не от Банка, а скорее, от Гордона Брауна. Его стремление пренебречь Бюджетом страны и своими собственными финансовыми правилами ради предотвращения бунта рядовых членов парламента дает основание полагать, что под давлением профсоюзов он запросто может пойти на уступки и согласиться на выплату компенсаций, покрывающих высокий уровень цен. Если недавнее снижение налогов ознаменует начало отступления от бюджетной дисциплины со стороны правительства, Банку придется значительно ужесточить монетарную политику, чтобы высокая инфляция снова не стала неотъемлемой чертой экономической жизни Великобритании. Тем не менее, если предположить, что правительству все же удастся избежать повторения ситуации с заработной платой бюджетников образца 1970 года, тогда, возможно, в ближайшие месяцы нас ждет кое-что не менее интересное. Теперь уже понятно, что сильного сокращения потребительских расходов и дальнейшего падения цен на недвижимость, похоже, не избежать. Это означает, что Банк, вероятно, уже до конца этого года снизит процентные ставки гораздо сильнее, чем это предполагалось в самых смелых прогнозах, при условии, конечно, что в эту кутерьму не вмешается еще и рост заработной платы.

По многим признакам сегодняшняя экономическая ситуация Великобритании, да и остальной Европы, сильно напоминает прошлогоднюю Америку после того, как цены на недвижимость стали падать, а потребительские расходы сокращаться, но до того, как стал очевидным размах экономического упадка. Год назад ФРС так же была озабочена инфляцией, и так же готова на все, лишь бы избежать радикальных снижений ставок, как сейчас Банк Англии и ЕЦБ. Нежелание США идти на ослабление монетарной политики год назад понятно, как впрочем, понятны и сегодняшние колебания Великобритании и других европейских стран. Как ни крути, но экономические показатели пока не выявили явных признаков серьезного замедления темпов экономического роста. Кроме того, Банк рассчитывает на значительную поддержку со стороны экспорта, если учесть, как сильно фунт уже похудел, и как сильно он может потерять в весе в ближайшие месяцы. Если не копать глубоко, то такой оптимизм кажется вполне обоснованным. Ведь согласно предварительным данным, темпы роста экономики Германии за первый квартал превысили 6% г/г, что является самым высоким показателем с момента воссоединения страны в начале 90-х. Так почему же тогда и Великобритании не взять на вооружение этот воодушевляющий пример Германии, особенно когда фунт находится на самой низкой отметке против евро с 1995 года? Если искать ответ на поверхности, то он таков: у Великобритании гораздо меньше конкурентоспособных экспортных компаний, чем у Германии, а на развитие этой сферы уйдут годы, если не десятилетия. Однако это препятствие не кажется мне столь серьезным, если учесть, что промышленный сектор Великобритании в процентном соотношении ни в чем не уступает таким экономикам, как США и Франция.

Есть более объективная причина, почему Великобритании не стоит рассчитывать на серьезный рост экспорта по примеру Германии: сильный скачок, о котором отрапортовала Германия (и остальная Европа), скорее всего, не что иное, как иллюзия, принятие желаемого за действительное. Можно привести как минимум три причины, почему не стоит всерьез воспринимать эти данные, которые воодушевленные экономисты преподнесли нам как сенсацию. Во-первых, все экономические показатели Германии сильно подвержены волатильности и постоянно пересматриваются. Это, возможно, происходит потому, что немецкие статистики чересчур сильно полагаются на любые данные, которые хоть отдаленно напоминают официальные заверения, и предпочитают оперировать цифрами, взятыми у министерств, как они есть, вместо того чтобы сгладить или устранить очевидные отклонения. Поэтому статистические показатели по Германии напоминают захмелевшего моряка, шатающегося из стороны в сторону. Это не идет ни в какое сравнение с данными, попадающими в отчеты Великобритании и США: они-то хотя бы более последовательны. Вторая причина для скептического отношения к ускорению темпов роста в Европе заключается в теплой зиме, подарившей Германии возможность наращивать объемы строительства. Однако эти показатели хоть и впечатляющие, но все-таки временные, а значит, будут пересматриваться, что и происходит в данный момент. Вот почему Жан Клод Трише решился вылить ушат холодной воды на тех, кто предавался безудержной радости, и предупредить о том, что второй квартал не будет "столь безоблачным".

В заключение не могу не упомянуть о тревожной схожести сегодняшней ситуации с Америкой год назад. Сильный рост в течение квартала или двух, как правило, сменяется рецессией или резким циклическим замедлением - особенно такой, который наблюдался в Германии в последнем квартале, когда основным двигателем роста стали капитальные инвестиции, включающие расширение материально-производственной базы. В этом смысле ситуация в Германии зловеще напоминает развитие событий в США в третьем квартале 2007 года, когда темпы роста ВВП оказались самыми стремительными с 2003 года. Однако такой неожиданный рост не задержался надолго и прошлым летом сменился серьезнейшим упадком экономики. Теперь все то же самое повторяется и в Европе. Я много раз повторял, что Европа и Великобритания следуют по тому же пути развития, что и США, только с опозданием на 12 месяцев. Сильные данные за прошлую неделю по Германии полностью подтверждают правильность этой точки зрения. Существует вероятность того, что Великобританию и Европу в ближайшие месяцы ждет значительное замедление темпов роста, точно так же как это было в Америке год назад. Как только это замедление станет очевидным, Банк Англии и ЕЦБ начнет снижать процентные ставки, точно так же как это делала ФРС год назад. Никто сейчас не возьмется предсказать, будет ли замедление экономики в Европе и Великобритании сильнее или слабее, чем в Америке. Однако если судить по опыту США, потребуется как минимум два года, прежде чем Великобритания сможет мечтать о новом "БЕЗуПРечном" десятилетии.
Анатоль Калетский
Times Online

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу