6 июля 2011 Эксперт Online
Moody's Investors Service в очередной раз напомнило рынкам о том, что кризис государственного долга в Европе далек от завершения, понизив рейтинг Португалии до «мусорного» уровня – сразу на четыре пункта, до Ba2 с Baa1, сохранив «негативный» прогноз по нему
В Moody's полагают, что Португалия вряд ли сможет снизить дефицит бюджета до уровня, требуемого Евросоюзом и МВФ. В связи с этим страна будет вынуждена опять обратиться к ним, а также к частным инвесторам за финансовой помощью. Аналитики проводят прямую параллель сложившейся в Португалии ситуации с положением дел в Греции, более того, они считают ее во многом следствием «греческой заразы». Реструктуризация долга Греции может означать, что инвесторы вынуждены будут смириться со снижением их доходов от процентов по греческому долгу или с обменом существующих облигаций на долгосрочные ценные бумаги.
На этом фоне в Moody's указывают, что прецедент с обменом греческих облигаций может заложить основу для обмена инвесторами и португальских облигаций, при котором частный бизнес также будет вынужден пойти на уступки. «Такое развитие событий имеет значение не только потому, что это увеличивает экономические риски для существующих инвесторов, но и потому, что может отпугнуть новых кредиторов частного сектора в будущем и снизить вероятность того, что Португалия в скором времени сможет вернуть себе доступ к рынкам капитала на хороших условиях», – указали в агентстве.
Снижение рейтинга Португалии было неожиданным, отмечает Дмитрий Круглов из Lionstone Investment Servises: рынки только отыграли ситуацию с Грецией и чуть перевели дух, как рейтинговое агентство Moody's подбросило пищу для размышлений. Скорее всего, Португалии рано или поздно придется повторно обратиться за финансовой помощью, и не исключено, что подобные проблемы обнаружатся у Испании.
Между тем эксперты Moody's предупредили о трудностях и Китай: там также назревают долговые проблемы. По расчетам агентства, официальная статистика не учитывает 3,5 трлн юаней (540 млрд долларов) кредитов местных муниципалитетов, что «означает, что аудиторы управления не рассматривают их в качестве реальной задолженности». «Данные кредиты, скорее всего, плохо задокументированы и могут представлять наибольший риск образования просроченной задолженности», – указали в Moody's, добавив, что прогноз по состоянию банковской системы Китая может быть изменен на «негативный».
Регуляторы Китая в настоящее время обеспокоены: они призвали банки прекратить кредитование проектов, которые гарантированы местными органами власти. «Данный долг является внутренним и не представляет опасности для остального мира, – говорит Максим Лобада, аналитик ФГ БКС. – Местные администрации в крайнем случае получат поддержку от госбюджета под обязательства жесткого контроля над своими расходами, что впишется в общую концепцию страны по ужесточению монетарной политики». Золотовалютных запасов КНР, безусловно, достаточно, чтобы покрыть свои долги, но проблемы местных властей вполне способны сильно ухудшить ситуацию в экономике, где и так существуют трудности, например с инфляцией.
Казалось бы, да, внутренняя проблема. Однако скрытые расходы местных органов самоуправления могут достичь в связи с этим 5,8 трлн долларов. По словам профессора Виктора Ши из Northwestern University, это может подтолкнуть государственный долг КНР к отметке 96% ВВП. По оценкам МВФ, долг Китая по отношению к ВВП в этом году составит 22%, за исключением органов местного самоуправления. Конечно, это меньше Испании с 69,6% долга к ВВП, США (94%), Греции (115%) и Японии (227%). Но при существующей проблеме правительства Китая с органами самоуправления, которое, по словам аналитиков Moody's, «не имеет ее четкого решения», уже в 2012 году страна может столкнуться с ростом госдолга, а в дальнейшем – и с проблемами, подобным греческим.
Проблема госдолга в мире вообще стоит очень остро и беспокоит не только Moody's. Исследовательская группа Markit, проанализировав положение ряда стран, выяснила, что многим экономикам угрожает путь Греции – как минимум 10 государств уже поражены долговым вирусом, и степень «болезни» зависит от состояния суверенных кредитно-дефолтных свопов, что указывает, насколько велика угроза дефолта.
Список составлен от минимальной угрозы дефолта до максимальной. Первая строчка – у Таиланда с размером спреда пятилетних облигаций во втором квартале в размере 147%. То есть вероятность дефолта страны оценивается в 27%. Далее идут США: изменение спреда пятилетних долговых бумаг – 53%, вероятность дефолта – 28%. У Италии вероятность дефолта составляет 28%, у Финляндии – 30%. За ними следуют Малайзия (31%), Словакия (32%), Португалия (37%), Словения (40%), Гонконг (40%) и, конечно, Греция: у нее изменение спреда составляет 1990%, а вероятность дефолта – 100%.
Как указывает Александра Лозовая, директор аналитического департамента ИК Vector Securities, присутствие в этом списке Греции, Португалии и Италии не вызывает удивления. Отношение госдолга к ВВП этих стран перестало соответствовать нормам еврозоны (не более 60% от ВВП стран-участниц, согласно Маастрихскому договору). Словакия, Словения и Финлянция, отмечает аналитик, пока не нарушают положения договора. Инфляция в этих странах умеренная (в годовом выражении, по последним данным, в Словакии – 4%, в Словении – 2,2%, в Финляндии – 3,3%). По всей видимости, их попадание в список Markit вызвано небольшим размером и высокой зависимостью экономик от внешних факторов.
«Что касается Малайзии и Гонконга, то их присутствие в списке меня удивляет», – говорит эксперт. Отношение госдолга к ВВП Малайзии по итогам 2010 года составило 53,1%, Гонконга – 18,2%. Эти страны не имеют таких ограничений, как страны-участники еврозоны. По логике этот список должна была бы пополнить в первую очередь Япония, отношение госдолга к ВВП которой по итогам 2010 год зашкалило за 200%.
Между тем в мире уже происходит распространение долгового кризиса. «Кризис конца 2008 – начала 2009 годов привел к тому, что существенную часть долгов частного сектора, в основном банков, государство взяло на себя с помощью механизма выкупа «тоскичных» активов. Корпоративному сектору действительно удалось помочь, но государственные долги непомерно увеличились. И если спасать небольшие страны вроде Греции получается, то возникает вопрос – кто спасет США или Японию в случае аналогичных проблем? На мой взгляд, долговые дисбалансы США остаются одним из основных рисков для мировой экономики в средне- и долгосрочном периоде», – считает Лозовая.
Как напоминает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк, есть такое понятие «кредитный цикл», или «кондратьевские волны». Это длительные циклы, в которых 30-50 лет занимает фаза кредитного растяжения, которая на своем пике характеризуется формированием «пузырей», и затем около 10 лет длится фаза кредитного сжатия, характеризующаяся потерями кредиторов и уменьшением объема кредитной массы. В 2008 году мы вступили в фазу сжатия кредитного цикла, и, вероятно, она продлится как минимум до 2015 года.
В течение всего этого периода, по мнению эксперта, мир будет сотрясать череда кредитных и банковских кризисов, политика «затягивания поясов» приведет к слабому экономическому росту. Кредитный кризис в Европе будет «прогрызать» себе путь к сердцевине еврозоны, США станут бороться со своим колоссальным совокупным долгом, дадут о себе знать долговые проблемы в Китае (следующий большой мировой кризис может начаться именно там), и так далее. Так что все еще впереди…
Анна Королева
http://expert.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В Moody's полагают, что Португалия вряд ли сможет снизить дефицит бюджета до уровня, требуемого Евросоюзом и МВФ. В связи с этим страна будет вынуждена опять обратиться к ним, а также к частным инвесторам за финансовой помощью. Аналитики проводят прямую параллель сложившейся в Португалии ситуации с положением дел в Греции, более того, они считают ее во многом следствием «греческой заразы». Реструктуризация долга Греции может означать, что инвесторы вынуждены будут смириться со снижением их доходов от процентов по греческому долгу или с обменом существующих облигаций на долгосрочные ценные бумаги.
На этом фоне в Moody's указывают, что прецедент с обменом греческих облигаций может заложить основу для обмена инвесторами и португальских облигаций, при котором частный бизнес также будет вынужден пойти на уступки. «Такое развитие событий имеет значение не только потому, что это увеличивает экономические риски для существующих инвесторов, но и потому, что может отпугнуть новых кредиторов частного сектора в будущем и снизить вероятность того, что Португалия в скором времени сможет вернуть себе доступ к рынкам капитала на хороших условиях», – указали в агентстве.
Снижение рейтинга Португалии было неожиданным, отмечает Дмитрий Круглов из Lionstone Investment Servises: рынки только отыграли ситуацию с Грецией и чуть перевели дух, как рейтинговое агентство Moody's подбросило пищу для размышлений. Скорее всего, Португалии рано или поздно придется повторно обратиться за финансовой помощью, и не исключено, что подобные проблемы обнаружатся у Испании.
Между тем эксперты Moody's предупредили о трудностях и Китай: там также назревают долговые проблемы. По расчетам агентства, официальная статистика не учитывает 3,5 трлн юаней (540 млрд долларов) кредитов местных муниципалитетов, что «означает, что аудиторы управления не рассматривают их в качестве реальной задолженности». «Данные кредиты, скорее всего, плохо задокументированы и могут представлять наибольший риск образования просроченной задолженности», – указали в Moody's, добавив, что прогноз по состоянию банковской системы Китая может быть изменен на «негативный».
Регуляторы Китая в настоящее время обеспокоены: они призвали банки прекратить кредитование проектов, которые гарантированы местными органами власти. «Данный долг является внутренним и не представляет опасности для остального мира, – говорит Максим Лобада, аналитик ФГ БКС. – Местные администрации в крайнем случае получат поддержку от госбюджета под обязательства жесткого контроля над своими расходами, что впишется в общую концепцию страны по ужесточению монетарной политики». Золотовалютных запасов КНР, безусловно, достаточно, чтобы покрыть свои долги, но проблемы местных властей вполне способны сильно ухудшить ситуацию в экономике, где и так существуют трудности, например с инфляцией.
Казалось бы, да, внутренняя проблема. Однако скрытые расходы местных органов самоуправления могут достичь в связи с этим 5,8 трлн долларов. По словам профессора Виктора Ши из Northwestern University, это может подтолкнуть государственный долг КНР к отметке 96% ВВП. По оценкам МВФ, долг Китая по отношению к ВВП в этом году составит 22%, за исключением органов местного самоуправления. Конечно, это меньше Испании с 69,6% долга к ВВП, США (94%), Греции (115%) и Японии (227%). Но при существующей проблеме правительства Китая с органами самоуправления, которое, по словам аналитиков Moody's, «не имеет ее четкого решения», уже в 2012 году страна может столкнуться с ростом госдолга, а в дальнейшем – и с проблемами, подобным греческим.
Проблема госдолга в мире вообще стоит очень остро и беспокоит не только Moody's. Исследовательская группа Markit, проанализировав положение ряда стран, выяснила, что многим экономикам угрожает путь Греции – как минимум 10 государств уже поражены долговым вирусом, и степень «болезни» зависит от состояния суверенных кредитно-дефолтных свопов, что указывает, насколько велика угроза дефолта.
Список составлен от минимальной угрозы дефолта до максимальной. Первая строчка – у Таиланда с размером спреда пятилетних облигаций во втором квартале в размере 147%. То есть вероятность дефолта страны оценивается в 27%. Далее идут США: изменение спреда пятилетних долговых бумаг – 53%, вероятность дефолта – 28%. У Италии вероятность дефолта составляет 28%, у Финляндии – 30%. За ними следуют Малайзия (31%), Словакия (32%), Португалия (37%), Словения (40%), Гонконг (40%) и, конечно, Греция: у нее изменение спреда составляет 1990%, а вероятность дефолта – 100%.
Как указывает Александра Лозовая, директор аналитического департамента ИК Vector Securities, присутствие в этом списке Греции, Португалии и Италии не вызывает удивления. Отношение госдолга к ВВП этих стран перестало соответствовать нормам еврозоны (не более 60% от ВВП стран-участниц, согласно Маастрихскому договору). Словакия, Словения и Финлянция, отмечает аналитик, пока не нарушают положения договора. Инфляция в этих странах умеренная (в годовом выражении, по последним данным, в Словакии – 4%, в Словении – 2,2%, в Финляндии – 3,3%). По всей видимости, их попадание в список Markit вызвано небольшим размером и высокой зависимостью экономик от внешних факторов.
«Что касается Малайзии и Гонконга, то их присутствие в списке меня удивляет», – говорит эксперт. Отношение госдолга к ВВП Малайзии по итогам 2010 года составило 53,1%, Гонконга – 18,2%. Эти страны не имеют таких ограничений, как страны-участники еврозоны. По логике этот список должна была бы пополнить в первую очередь Япония, отношение госдолга к ВВП которой по итогам 2010 год зашкалило за 200%.
Между тем в мире уже происходит распространение долгового кризиса. «Кризис конца 2008 – начала 2009 годов привел к тому, что существенную часть долгов частного сектора, в основном банков, государство взяло на себя с помощью механизма выкупа «тоскичных» активов. Корпоративному сектору действительно удалось помочь, но государственные долги непомерно увеличились. И если спасать небольшие страны вроде Греции получается, то возникает вопрос – кто спасет США или Японию в случае аналогичных проблем? На мой взгляд, долговые дисбалансы США остаются одним из основных рисков для мировой экономики в средне- и долгосрочном периоде», – считает Лозовая.
Как напоминает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк, есть такое понятие «кредитный цикл», или «кондратьевские волны». Это длительные циклы, в которых 30-50 лет занимает фаза кредитного растяжения, которая на своем пике характеризуется формированием «пузырей», и затем около 10 лет длится фаза кредитного сжатия, характеризующаяся потерями кредиторов и уменьшением объема кредитной массы. В 2008 году мы вступили в фазу сжатия кредитного цикла, и, вероятно, она продлится как минимум до 2015 года.
В течение всего этого периода, по мнению эксперта, мир будет сотрясать череда кредитных и банковских кризисов, политика «затягивания поясов» приведет к слабому экономическому росту. Кредитный кризис в Европе будет «прогрызать» себе путь к сердцевине еврозоны, США станут бороться со своим колоссальным совокупным долгом, дадут о себе знать долговые проблемы в Китае (следующий большой мировой кризис может начаться именно там), и так далее. Так что все еще впереди…
Анна Королева
http://expert.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу