Богатой Германии пора задуматься об интересах всей Европы » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Богатой Германии пора задуматься об интересах всей Европы

Мало кто не заметил, что нынешний кризис евро Германия переживает крайне благополучно. Пока целые страны на периферии континента с тоской думают о грядущих годах депрессии, крупнейшая экономика Европы стабильно наращивает ВВП, развивает экспорт, снижает налоги и повышает жизненный уровень
6 июля 2011 The Wall Street Journal
Мало кто не заметил, что нынешний кризис евро Германия переживает крайне благополучно. Пока целые страны на периферии континента с тоской думают о грядущих годах депрессии, крупнейшая экономика Европы стабильно наращивает ВВП, развивает экспорт, снижает налоги и повышает жизненный уровень.

Немцы утверждают, что это связано, главным образом, с трудными реформами последнего десятилетия, превратившими бывшего "больного человека Европы" в ее самую конкурентоспособную экономику. Но важную роль также сыграли слабость валюты, рекордно низкая стоимость кредитов и готовность европейских соседей продолжать покупать немецкие товары — зачастую за деньги, фактически позаимствованные у тех же немцев. В принципе, ничего хорошего это не сулило.

Исходя из этого, сложно оспорить тот факт, что до сих пор программы финансового спасения стран еврозоны оказывались крайней выгодными для Германии. Наличности ей приходилось выдавать довольно немного, так как основную часть бэйлаутов составляли долговые гарантии, обычно предусматривавшие неплохую процентную маржу. Весь удар принимали на себя периферийные страны, которые теперь идут на огромные жертвы, чтобы остаться в рамках единой валюты. Ирландия, Греция и Португалия ввели необычайно жесткие меры экономии после того, как европейские власти дали понять, что не допустят дефолтов по долговым обязательствам перед правительствами или банками.

Но долго ли еще Германии получать выгоду от кризиса еврозоны, пока страдать приходится малым странам? Похоже, она поставила Ирландию, Грецию и Португалию в невыгодное положение. У всех них огромный дефицит бюджета, а без доступа к бэйлаутам Европейского Союза и Международного валютного фонда им придется и дальше сокращать государственные расходы, провоцируя еще более глубокую рецессию. И ни одна страна не хочет рисковать изгнанием из Европейского Союза, которое может последовать за любым несанкционированным дефолтом, учитывая, что они придают огромную важность политическому и финансовому авторитету, который дает членство. Так что им фактически остается только осуществлять программы реформ, согласованные в рамках бэйлаута.

Понятны требования Германии о том, что периферийные страны должны нести основное бремя решения экономических проблем, созданных, в первую очередь, ими самими. Греция фальсифицировала данные по своим заимствованиям и не выполняла взятые на себя обязательства даже после прошлогоднего бэйлаута. Проблемы Ирландии связны, главным образом, с ее вопиюще неэффективной системой банковского регулирования, при которой стало возможным распространение безответственного кредитования в сфере недвижимости. Португалия не решала проблемы своей неконкурентоспособности и раздутости государственного аппарата.

И все же, нельзя возлагать вину на одни только периферийные государства. Накопив чрезмерный дефицит во время экономического бума, Германия и Франция способствовали краху Пакта о стабильности и экономическом росте стран Евросоюза, который был призван гарантировать фискальную дисциплину. Германия блокировала шаги, направленные на то, чтобы возложить на Европейский центральный банк ответственность за мониторинг банковской деятельности (что могло предотвратить последующие эксцессы), опасаясь, что это отвлечет ЕЦБ от его главной задачи — контроля над инфляцией. Государства ядра еврозоны участвовали в принятии фатального решения — не предъявлять к банкам требования по держанию капитала в евробондах — тем самым, дав банкам стимул накапливать долг периферийных стран, снижая спреды и способствуя лавинообразному увеличению заимствований.

Более того, действия Германии в последние три месяца привели к резкой эскалации кризиса. Догматическая позиция канцлера Ангелы Меркель, согласно которой во втором греческом бэйлауте должен участвовать частный сектор, была огромной ошибкой, связанной с непониманием рынков. Агентство Moody's, снизив рейтинг Португалии на целых четыре пункта, особо указывало на повышение фактора риска для держателей облигаций в случае возникновения необходимости во втором бэйлауте. Между тем, банки Испании и Италии находятся под давлением и появляются все новые сомнения по поводу фискальных программ обоих государств. Дабы не возлагать на немецких налогоплательщиков дополнительные расходы на греческий бэйлаут в размере 30 млрд. евро, они подвергли налогоплательщиков еще большему риску, связанному с потенциальным бэйлаутом большего числа стран еврозоны.

Если Германия хочет, чтобы евро выжил, ей нужно проявить солидарность с партнерами по валютному союзу. Голосование, состоявшееся в греческом парламенте на прошлой неделе, позволило еврозоне выиграть время для решения проблем. Однако сейчас это время тратится на разработку несовершенной и, вероятно, неэффективной стратегии, которая позволила бы банкам перенести сроки выплат по греческим облигациям, не спровоцировав при этом дефолта. Лучше бы было воспользоваться этой возможностью для того, чтобы найти всеохватное решение финансовых и институциональных слабостей еврозоны.

Главным приоритетом должно стать создание бондов еврозоны для снижения процентной ставки на долг периферийных стран с нынешнего штрафного уровня, предусмотренного планами бэйлаута. Снижение процентной ставки для Греции, Ирландии и Португалии с нынешних почти шести процентов примерно до трех, под которые берет займы Европейский стабилизационный фонд, не обязательно решит бюджетные проблемы той или иной страны, но послужит хорошим началом. Это, в свою очередь, потребует новых институциональных механизмов — таких как жесткие лимиты сумм задолженности и повышение фискального контроля — для страховки от субъективного риска. Кроме того, необходимо создать новые механизмы для того, чтобы облегчить банкам из периферийных стран доступ к банковскому финансированию и снизить зависимость от Европейского центрального банка, который ради сохранения финансовой стабильности вынужден выходить за рамки своих полномочий. Наконец, любая европейская программа реформ должна предусматривать решение проблемы дефицита демократии в ЕС.

Принято считать, что в настоящее время все это является политически невозможным. Но во многом это связано с тем, что Германия отказывается признать экономическую логику своего затруднительного положения, а ее лидеры предпочитают популистское позерство. Но Германия больше не может прятать голову в песок. Избиратели в Греции и Ирландии недолго будут терпеть ситуацию, при которой только они должны идти на жертвы ради сохранения еврозоны. Германия должна определиться с тем, хочет ли она, чтобы ЕС был подлинным союзом. Иначе некоторые страны могут решить, что им лучше быть за его пределами, какими бы ни были краткосрочные экономические последствия — в том числе и для самой Германии

Time for Flush Germany to Put Europe First Саймон Никсон (Simon Nixon)

http://www.wsj.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter