28 мая 2008 Архив
По официальным данным, за год индекс потребительских цен Великобритании вырос на 3 процента. Однако навряд ли найдется кто-то, способный поверить в эту цифру. Официальные оценки инфляции всегда вызывали скептицизм, однако никогда еще разница между общественной точкой зрения и государственной статистикой не достигала таких размахов. В поисках истины популярные газеты отправили своих бесстрашных репортеров по магазинам за продуктами, входящими в стандартную потребительскую корзину. Результаты "настораживают" и говорят о "наиболее сильном росте стоимости жизни в этом поколении". По информации "Дэйли экспресс" (Daily Express) цены выросли на 11.5%, а "Дэйли мейл" (Daily Mail) говорит о 15%. Тем не менее, Служба национальной статистики проделала ту же работу, что и газеты, с той разницей, что она выполнила ее более тщательно. Пока команда шпионов-покупателей добросовестно определяла диапазон цен на тщательно составленный официальный список товаров потребительской корзины, правительственные специалисты по статистике начали с определения характера расходов домашних хозяйств и сделали поправку на изменение качества товаров и состава расходов.
Любой индекс цен - это средний показатель, за которым скрываются самые различные факторы. Цены растут с разной скоростью. Когда инфляция доходит до 20%, как это иногда происходило в 1970-х, уже не важно, что цены на одни товары выросли на 22%, а на другие - только на 17%. Однако такое различие приобретает значение, когда средний уровень инфляции составляет 2%: в данной ситуации аналогичный разброс означал бы, что одни цены выросли на 5%, тогда как другие, фактически, упали. В последнем случае говорить о скорости инфляции, а не о средней скорости роста цен вряд ли имеет смысл. Диапазон изменения цен увеличился, а инфляция снизилась. Это явление можно назвать "влиянием Китая" - рост производительности в странах с развивающейся промышленностью привел к падению цен на многие выпускаемые в них товары. Внутренние рынки с более высокой конкурентоспособностью тоже не остались в стороне. Многие цены из года в год росли одновременно с общей инфляцией цен или немного опережали ее: в частности, продукция национализированной промышленности, например, электричество, или услуги картелей, например, воздушного транспорта.
Однако отношение к инфляции формируется не комитетом статистики, а наиболее заметными на общем фоне ценами. К ним относятся цены на нефть: люди постоянно покупают бензин, и даже если он им не нужен, они регулярно ходят мимо табло, на которых указана его цена. Основное внимание мы обращаем на цены товаров, которые покупаем постоянно, а также на цены идентичных товаров разных производителей, например, бензина или молока, так как эти цены легко сравниваются и запоминаются. Также выделяются и цены на коммунальные услуги, за исключением услуг связи с их запутанной системой тарифов. Что касается снижения цен, то здесь наиболее заметно падение цен на товары, на которых положительно сказывается "влияние Китая" или технические изменения, при этом их динамику нелегко отследить. Служба национальной статистики выделяет четыре категории расходов на товары, подешевевшие за последний год, которые составляют 16% от общих расходов. К одной из таких категорий относятся расходы на телекоммуникации. Остальные включают затраты на одежду и обувь, мебель, электротовары и автомобили. Все эти товары гетерогенны, ни один из них не является предметом еженедельного приобретения. Большинство из нас, вероятно, смутно представляет, что цены на товары этого рода не слишком повысились, однако общей картины мы не имеем. В обзор "Дейли экспресс" входит только один такой товар - пара детских ботинок. Репортеры из "Дейли мейл" не приобрели ни одного товара из вышеупомянутых категорий.
Последний скачок инфляции особенно сильно ударил по ценам на нефть, газ и электричество. Цены на продукты питания, которые в среднем оставались стабильными в течение нескольких лет, резко подскочили. Вот почему восприятие инфляции так сильно опережает фактический средний рост цен. Однако инфляционными ожиданиями управляет не статистика, а опыт. Доверие сказывается на поведении покупателей, а прогнозы инфляции влияют на будущие цены. Любительские расследования "Дейли экспресс" и "Дейли мейл" не дают нам четкой картины происходящего, однако, привлекают внимание к наиболее очевидным факты. Поэтому не исключено, что эти обзоры могут осветить будущую ситуацию гораздо лучше, чем выкладки специалистов по статистике.
Джон Кей
По материалам The Financial Times
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Любой индекс цен - это средний показатель, за которым скрываются самые различные факторы. Цены растут с разной скоростью. Когда инфляция доходит до 20%, как это иногда происходило в 1970-х, уже не важно, что цены на одни товары выросли на 22%, а на другие - только на 17%. Однако такое различие приобретает значение, когда средний уровень инфляции составляет 2%: в данной ситуации аналогичный разброс означал бы, что одни цены выросли на 5%, тогда как другие, фактически, упали. В последнем случае говорить о скорости инфляции, а не о средней скорости роста цен вряд ли имеет смысл. Диапазон изменения цен увеличился, а инфляция снизилась. Это явление можно назвать "влиянием Китая" - рост производительности в странах с развивающейся промышленностью привел к падению цен на многие выпускаемые в них товары. Внутренние рынки с более высокой конкурентоспособностью тоже не остались в стороне. Многие цены из года в год росли одновременно с общей инфляцией цен или немного опережали ее: в частности, продукция национализированной промышленности, например, электричество, или услуги картелей, например, воздушного транспорта.
Однако отношение к инфляции формируется не комитетом статистики, а наиболее заметными на общем фоне ценами. К ним относятся цены на нефть: люди постоянно покупают бензин, и даже если он им не нужен, они регулярно ходят мимо табло, на которых указана его цена. Основное внимание мы обращаем на цены товаров, которые покупаем постоянно, а также на цены идентичных товаров разных производителей, например, бензина или молока, так как эти цены легко сравниваются и запоминаются. Также выделяются и цены на коммунальные услуги, за исключением услуг связи с их запутанной системой тарифов. Что касается снижения цен, то здесь наиболее заметно падение цен на товары, на которых положительно сказывается "влияние Китая" или технические изменения, при этом их динамику нелегко отследить. Служба национальной статистики выделяет четыре категории расходов на товары, подешевевшие за последний год, которые составляют 16% от общих расходов. К одной из таких категорий относятся расходы на телекоммуникации. Остальные включают затраты на одежду и обувь, мебель, электротовары и автомобили. Все эти товары гетерогенны, ни один из них не является предметом еженедельного приобретения. Большинство из нас, вероятно, смутно представляет, что цены на товары этого рода не слишком повысились, однако общей картины мы не имеем. В обзор "Дейли экспресс" входит только один такой товар - пара детских ботинок. Репортеры из "Дейли мейл" не приобрели ни одного товара из вышеупомянутых категорий.
Последний скачок инфляции особенно сильно ударил по ценам на нефть, газ и электричество. Цены на продукты питания, которые в среднем оставались стабильными в течение нескольких лет, резко подскочили. Вот почему восприятие инфляции так сильно опережает фактический средний рост цен. Однако инфляционными ожиданиями управляет не статистика, а опыт. Доверие сказывается на поведении покупателей, а прогнозы инфляции влияют на будущие цены. Любительские расследования "Дейли экспресс" и "Дейли мейл" не дают нам четкой картины происходящего, однако, привлекают внимание к наиболее очевидным факты. Поэтому не исключено, что эти обзоры могут осветить будущую ситуацию гораздо лучше, чем выкладки специалистов по статистике.
Джон Кей
По материалам The Financial Times
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу