Невеликая депрессия » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Невеликая депрессия

Бывают интересные времена – в плохом смысле слова. Прямо сейчас нам угрожает не один, а целых два кризиса, каждый из которых может привести к глобальной катастрофе
25 июля 2011 The New York Times
© Фото: SXC.hu
Бывают интересные времена – в плохом смысле слова. Прямо сейчас нам угрожает не один, а целых два кризиса, каждый из которых может привести к глобальной катастрофе. В Соединенных Штатах правые фанатики из Конгресса могут заблокировать необходимое повышение предельного уровня государственного долга, рискуя вызвать панику на мировых финансовых рынках. Тем временем, если план, согласованный главами европейских государств, не успокоит рынки, мы можем стать свидетелями эффекта домино во всей Южной Европе, что тоже вызовет панику на мировых финансовых рынках.

Остается надеяться на то, что политикам, собравшимся в Вашингтоне и Брюсселе, удастся отразить эти угрозы. Но вот в чем дело: даже если нам удастся избежать немедленной катастрофы, договоренности, заключаемые на обоих берегах Атлантики, почти наверняка усугубят общий экономический спад.

По всей видимости, политики намерены увековечить ситуацию, которую я называю Невеликой депрессией, - длительный период высокой безработицы, начавшийся Великой рецессией 2007-2009 годов и продолжающийся по сей день, спустя два года после официального завершения рецессии.

Давайте остановимся на том, почему наши экономики по сей день находятся в столь депрессивном состоянии.

Великий мыльный пузырь недвижимости последнего десятилетия, бывший как американским, так и европейским феноменом, сопровождался огромным повышением задолженности домашних хозяйств. Когда пузырь лопнул, объем строительства резко сократился, а вместе с ним и потребительские расходы, так как из-за долгов семьи стали меньше тратить.

Все было бы не так страшно, если бы прочие крупные экономические игроки наращивали свои расходы, заполняя лакуну, возникшую в результате спада строительной активности и снижения потребительских расходов. Но никто этого не сделал. В частности, богатые корпорации не видят смысла в том, чтобы инвестировать эти деньги в условиях слабого потребительского спроса.

Невелика была и помощь со стороны государства. Некоторые правительства – относительно слабых европейских стран, власти штатов и органы местного самоуправления у нас – в условиях снижения бюджетных поступлений были фактически вынуждены сокращать расходы. А скромные усилия более сильных правительств – да-да, в том числе и план Обамы по стимулированию экономики – в лучшем случае едва компенсировали эти вынужденные меры жесткой экономии.

Итак, экономика наших стран в депрессии. Что предлагают делать с этим политики? Меньше чем ничего.

Обращает на себя внимание исчезновение темы безработицы из дискурса политической элиты и приход на ее место паники по поводу дефицита. Это не является реакцией на общественное мнение. В ходе недавнего опроса CBS News/New York Times 53 процента респондентов назвали нашими важнейшими проблемами экономику и рабочие места, и всего 7 процентов указали на дефицит. Не является это и реакцией на давление со стороны рынка. Процентные ставки по американским долговым обязательствам близки к рекордно низким уровням.

Однако в Вашингтоне и Брюсселе говорят исключительно о сокращении расходов (и, возможно, повышении налогов – я имею в виду пересмотр схем налогообложения). Такой вывод можно сделать, взглянув на различные предложения по выходу из кризиса, связанного с предельным уровнем долга в США. Но такова же ситуация в Европе.

В четверг "главы государств и правительства еврозоны и институтов ЕС" – одна эта формулировка говорит о том, какой бардак царит в управлении Европой – выступили с важным заявлением. Но его нельзя было назвать обнадеживающим.

С одной стороны, трудно поверить, что хитроумная финансовая схема, предложенная в этом заявлении, действительно может помочь решить греческий кризис, не говоря уже об общеевропейском.

Но если это получится, то что тогда? В заявлении содержится призыв к резкому сокращению дефицита "во всех странах, кроме охваченных планом" до "2013 года в качестве крайнего срока". Поскольку страны, "охваченные планом", вынуждены предпринимать меры жесткой экономии, это равносильно плану одновременного сокращения расходов всей Европой. А в данных, поступающих из Европы, нет ничего, свидетельствующего о том, что частный сектор будет готов восполнить пробелы ранее чем через два года.

Тем, кто знает историю 1930-х годов, все это слишком знакомо. Если провалятся переговоры о долге в Америке или Европе, то вполне возможно повторение 1931 года, когда глобальный банковский коллапс сделал Великую депрессию подлинно великой. Но, если переговоры увенчаются успехом, то у нас возникнет шанс повторить большую ошибку 1937 года, когда преждевременный разворот в сторону сокращения государственных расходов остановил восстановление экономики и сделал так, что депрессия продолжалась вплоть до Второй мировой войны, давшей долгожданный толчок экономике.

Упомянул ли я о том, что Европейский центральный банк – хотя, к счастью, не Федеральная резервная система – похоже, твердо намерен еще больше усугубить ситуацию путем повышения процентных ставок?

Есть одно старое высказывание, приписываемое разным людям, которое всегда приходит мне на ум, когда я наблюдаю за государственной политикой: "Сын мой, разве ты не знаешь, как мало надо ума, чтобы управлять миром?" Теперь, когда политические элиты с обеих берегов Атлантики неумело пытаются залечить экономическую травму, игнорируя все уроки истории, мы можем лицезреть это скудоумие во всей красе. А Невеликая депрессия продолжается.

Оригинал Пол Кругман (Paul Krugman)

http://www.nytimes.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter