25 июля 2011 Эксперт Online
Банк России намерен ужесточить нормы резервирования по кредитам, выданным резидентам офшоров. Таким образом, ЦБ собирается бороться с мошенниками и одновременно преградить путь оттоку капитала из страны
Банк России опубликовал на своем сайте проект указания «О внесении изменений в Положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П „О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности”». Согласно документу, монетарные власти намерены ужесточить нормы резервирования по кредитам, выданным компаниям – резидентам офшоров.
В частности, отмечается в проекте указания, «при формировании резервов по ссудам, предоставленным заемщикам – резидентам офшорных зон, резерв формируется в максимальном размере».
На сегодняшний день объем резервирования по ссудам для компаний – резидентов офшорных зон зависит от того, в какой зоне зарегистрирована компания-заемщик. Сейчас действительно распоряжение Банка России от 7 августа 2003 года, по которому все заемщики делятся на три категории в зависимости от степени государственного контроля за банковским сектором и требований к раскрытию компаниями финансовой отчетности в этих офшорных зонах. К первой – достаточно прозрачной – группе относятся, например, Мальта, Гонконг, Люксембург и Ирландия. Ко второй – Антигуа и Барбуда, Бермуды, Британские Виргинские острова. В третью, самую рискованную с точки зрения Банка России группу входят в том числе Андорра, Вануату и Лихтенштейн.
Соответственно, и размер резерва по кредитам компаниям, зарегистрированным в той или иной офшорной зоне, находится в зависимости от «доверия» Банка России: для резидентов, зарегистрированных в офшорах первой группы, требования к резервам составляют 0%, второй группы – 25%, третьей – 50%. Как указывает Александра Лозовая, директор аналитического департамента ИК «Вектор секьюритиз», судя по банковской отчетности, сейчас большинство кредитов, в том числе нерезидентам из офшорных зон, попадают во вторую категорию по критериям ЦБ, по которым требуется создавать резервы до 20%.
Теперь же Центробанк решил изменить систему и увеличить нормы резервирования по кредитам для всех компаний, зарегистрированных в офшорных зонах, до максимального, 50-процентного уровня. Основной целью нововведения, считает начальник отдела по работе на финансовых рынках Солид банка Федор Тихонов, является усиление контроля за кредитованием компаний, которые находятся в отдаленности от зоркого глаза ЦБ (отчетность, залоги и т.п.). Через офшоры, в частности, кредитуются крупные холдинги. Через них можно выводить «плохие» кредиты за баланс (заинтересованные лица, менеджмент и/или владельцы). Также офшоры традиционно используются для схем вывода/легализации капитала, минимизации налогообложения и «серого» импорта. Именно со всем этим планомерно продолжает бороться российский ЦБ.
Дополнительно Банк России благодаря ужесточению нормы резервирования для офшорных компаний намерен повысить качество кредитных портфелей банков, заставить их более активно бороться с «плохими» кредитами, сокращать схемы вывода капитала.
По мнению некоторых участников рынка, ужесточение норм резервирования по кредитам офшорным компаниям может быть следствием проблем в Банке Москвы. Банк выдал таких кредитов на сумму 150 млрд рублей, и эти потери сейчас придется резервировать в полном объеме.
Однако большинство аналитиков убеждены – инициативы ЦБ направлены на противодействие оттоку капитала из страны, а не на борьбу с мошенниками.
«Думаю, действия ЦБ не столько связаны с Банком Москвы или Межпромбанком, сколько направлены на противодействие оттоку капитала в предвыборный период. Вероятно, эффект от них будет, но краткосрочный. Участники рынка уже называют несколько схем для обхода данного требования, например кредитование российской компании под поручительство или гарантии офшора», – говорит Александра Лозовая.
Вполне возможно, что эта мера вводится регулятором для снижения оттока капитала, полагает и старший аналитик ИГ «Норд-капитал» Максим Зайцев. Отчасти это также может быть вызвано мерами по борьбе с отмыванием доходов, но в этом случае более целесообразным было бы усиление административных мер, а не экономических. В результате очевидно, что при столь высоких нормах резервирования банки будут вынуждены существенно повысить ставки по кредитам, выдаваемым офшорами, что станет также невыгодным для заемщиков.
Стоит добавить, что проект документа предусматривает и еще одно нововведение, касающееся компаний, не осуществляющих реальной деятельности. Как говорится в проекте указа, ссуды, предоставленные таким заемщикам либо заемщикам, осуществляющим такую деятельность в незначительных объемах, несопоставимых с размером ссуд, классифицируются не выше, чем в третью категорию качества с расчетным резервом в размере не менее 35%. Формируемый кредитной организацией резерв по данным ссудам не может быть меньше 10%.
Эти меры вполне укладываются в стратегию, которую ведет Банк России все последнее время: в частности, недавно стало известно, что Банк России может ужесточить нормативы регулирования банковского сектора. Это произойдет, если темпы роста банковских активов будут превышать 30% в год. Похоже, что ЦБ всерьез решил закрутить гайки банкам.
Анна Королева
http://expert.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу