Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Гарольд Джеймс, Уроки кризиса » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Гарольд Джеймс, Уроки кризиса

Кризис, особенно глубокий, часто дает урок на будущее. К сожалению, пока мир, кажется, почти ничему не научился у последней финансовой катастрофы
1 августа 2011 InoPressa

Кризис, особенно глубокий, часто дает урок на будущее. К сожалению, пока мир, кажется, почти ничему не научился у последней финансовой катастрофы. На самом деле, сегодняшняя ситуация также опасна, как и в 2007 году: США обеспокоены медленным темпом экономического восстановления, Европа парализована страхом за жизнестойкость единой валюты, а развивающиеся страны борются с пузырями на рынке активов. Чтобы извлечь урока из кризиса, нужно как минимум понять, что пошло не так. А также найти выход из ситуации. Все мы преуспели в первом и провалились на втором. Основные причины усиления финансового кризиса после 2007 года объясняют пятью источниками нестабильности. Во-первых, кризис ускорился из-за особенностей американского рынка недвижимости, намерения правительства увеличить домовладения и неблагоразумного кредитования финансовыми институтами. Во-вторых, ложные намерения вынудили финансовые институты действовать слишком рискованно. Внутренне банки обладали невероятным потенциалом, чтобы выиграть от рискованных мер, и были защищены от последствий неудачи. Для отдельных институтов, казалось, это не было проблемой, поскольку они были «слишком крупными, чтобы потерпеть крах». Снижение цен на американском рынке недвижимости было предсказуемым, однако этим пренебрегли, что усугубило кризис. Именно тогда государственный сектор столкнулся с непредвиденными обстоятельствами, связанными с финансовой системой. В-третьих, отсутствие мирового равновесия привело к обесцениванию валюты. Длительный профицит платежного баланса в некоторых странах (Китае, других быстро развивающихся азиатских экономиках и нефтедобывающих странах Мексиканского залива) позволил долгое время финансировать дефицит бюджета в других государствах (Великобритании, Австралии, Испании, Ирландии и, особенно, США). В-четвертых, Центробанки, особенно ЦБ США, придерживались неуместного ослабления монетарной политики. ФРС предоставила долларовое финансирование крупным финансовым институтам и, таким образом, превратилась в мировой Центробанк. И, наконец, как только разразился кризис, фискальные последствия оказания помощи «слишком крупным, чтобы обанкротиться» финансовым институтам, довели государственный долг до несовместимого с жизнью уровня. Та же болезнь грозит перекинуться и на банковский сектор.

Ни одна из этих проблем, не считая, пожалуй, первой, не была решена. Безусловно, на многих форумах ведутся разговоры о проведении реформы в финансовом секторе, с переменным соглашением по снижению или повышению нормы достаточности капитала. Тем не менее, в результате кризиса многие системообразующие банки стали больше, а не меньше. Кроме того, хотя в самом начале кризиса уровень глобального дисбаланса понизился, благодаря тому, что США относительно быстро урегулировали свой дефицит, теперь он снова растет. Крупнейшие индустриальные экономики мира, тем временем, продолжают сохранять процентные ставки на очень низком уровне. До 2007 года, подобная политика воспринималась как самая страшная ошибка. Теперь, она считается дурной стратегией. Существует широко распространенное мнение, что США намеренно стимулирует ослабление доллара (или ведет «валютную войну», как выразился Минфин Бразилии).

Мы не знаем, как справиться с фискальными проблемами, созданными финансовым кризисом. Сомнения относительно устойчивости государственного долга порождают внезапный подъем процентных ставок, поскольку премия за риск значительно растет с принятием возможности дефолта. Подобный всплеск, по определению, является непредвиденным – и потому весьма разрушителен. Находящимся на краю пропасти странам противостоит безжалостная логика. Погашение государственного долга стало проще, благодаря низким процентным ставкам. Но намеки на новое фискальное безрассудство или отступление от долгосрочной консолидации и сокращение долга могут значительно поднять стоимость кредитования. В данных обстоятельствах, дополнительные затраты на погашение долга с легкостью перевешивают любые преимущества фискального ослабления. Таким образом, фискальная нерешительность свойственна большинству индустриальных стран и ведет к политическому параличу. Итак, прекрасно представляя причины кризис, мы абсолютно неспособны извлечь из него хоть какой-то урок.

В более длительной исторической перспективе политический паралич не является таким уж уникальным событием. Потребовалось долгое время, чтобы извлечь урок из межвоенного периода Великой депрессии. Лишь тридцать лет спустя, в 1960-х, кейнсианская фискальная политика приобрела популярность. И только в 1960-х Милтон Фридман четко сформулировал те монетарные уроки, что преподала Великая депрессия.

Раньше других усвоился урок по торговой политике. В период Великой депрессии виток политики протекционизма для торговых квот и тарифных ограничений использовался для борьбы с монетарной дефляцией. Многочисленные просьбы по принятию политических мер столкнулись с принципом законодательной власти «ты мне – я тебе», которому следовали группы с сильно различающимися – а зачастую и локально ориентированными – политическими приоритетами. Анализ процесса, выполненный ученым-политологом, Е.Е. Шатшнайдером, оказал ключевое влияние на перенос ответственности за мероприятия торговой политики с Конгресса США на президента. Современным эквивалентом этого учения о торговой политике могла бы стать разработка механизмов, обеспечивающих долгосрочное улучшение фискальной политики. В частности, следовало бы продумать пути определения потенциальных рисков фискальной устойчивости, вызванных, например, слишком сильно разросшейся банковской и финансовой системами. Кроме того, необходимо ограничить законодательное давление на дополнительные расходы для территориально значимых проектов, поскольку оно ведет к повсеместному фискальному параличу. Конструктивная (и относительно быстрая) реакция торговой политики вследствие Великой депрессии не сразу себя оправдала. Однако с течением времени ей удалось создать благоприятную для выработки политических решений среду. Самое время приложить аналогичные усилия по реформированию и рационализации политического процесса, который создает фискальную политику.

Гарольд Джеймс – профессор истории и международных отношений в Принстонском университете и профессор истории в Институте европейского университета во Флоренции.Автором книги «Созидание и разрушение ценностей:круговорот цивилизации».

Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу