Во-первых, банки и другие финансовые институты Германии и Франции подвержены высокому риску по отношению к госдолгу Греции, как напрямую, так и через кредит, срок погашения которого они продлили для греческих и других европейских банков. Отсрочка дефолта дает время финансовым институтам двух держав на наращивание капитала, снижение рисков, сопряженных с греческими банками, посредством избежания возобновления кредита при окончании срока погашения долга, а также на продажу греческих облигаций ЕЦБ.
Во-вторых, что более важно, причиной франко-германского противостояния является риск того, что этот дефолт может вызвать цепную реакцию других стран и перекинуться на другие банковские системы, в частности на Испанию и Италию. А недавнее понижение кредитного рейтинга Италии агентством Standard & Poor's является лишь подтверждением значительности данного риска.
Дефолт одной из крупных европейских стран повлечет катастрофические последствия для банков и других финансовых институтов Франции и Германии. Европейский фонд финансовой стабильности достаточно велик, чтобы обеспечить финансовые нужды Греции, но не Италии и Испании в случае, если они лишатся доступа на частные рынки. Таким образом, политики региона надеются, что доказав способность Греции избежать дефолта, они убедят рынки в жизнеспособности Италии и Испании, что позволит продолжить их кредитование по приемлемым процентным ставкам, а также финансирование их банков.
Если в ближайшие недели многострадальная Греция все же решится объявить дефолт, финансовые рынки заложат в цену большую долю вероятности того, что та же участь может постичь Италию и Испанию. Это может спровоцировать рост процентных ставок в двух проблемных странах, а также вызвать стремительное возрастание уровня госдолга, что и приведет к их неплатежеспособности. Если дефолт Греции будет отложен на два года, у европейских политиков будет шанс дать Италии и Испании время доказать свою жизнеспособность в финансовом отношении.
Два года могут позволить рынкам определить, в состоянии ли испанские банки справляться с падением цен на недвижимость на внутреннем рынке жилья или же ипотечные дефолты приведут к массовому банкротству банков, что потребует от испанского правительства финансирования гарантий по крупным депозитам. Ближайшие два года также позволят ознакомиться с финансовым положением региональных властей Испании, влезающих в долги, полностью гарантированные центральным правительством.
Для Италии эти два года станут возможностью продемонстрировать способности к достижению сбалансированного бюджета. Недавно правительство Берлускони одобрило бюджетный законопроект, направленный на увеличение доходов от налогов и приведению бюджета в баланс к 2013 году. Этих целей будет сложно достичь, поскольку меры финансового ужесточения будут тормозить рост ВВП страны, который уже сейчас практически стагнирует, что, в свою очередь, окажет понижательное давление на налоговые поступления. Итак, через два года нас жду дебаты на тему того, удалось ли сбалансировать бюджет, скорректированный с учетом экономического цикла. Кроме того, мы сможем узнать, настолько ли тяжелое положение итальянских банков, как многие на текущий момент опасаются.
Если по прошествии двух лет Испания и Италия окажутся в довольно благоприятном положении, европейские политические лидеры смогут позволить Греции объявить дефолт без опасений опасного заражения долговым кризисом. Вслед за Грецией объявить дефолт и выйти из состава еврозоны может Португалия. Но более крупные страны будут в состоянии позволить себе приемлемые процентные ставки, и система региона продолжит существование в текущем русле.
Однако в случае, если Испании или Италии не удастся убедить рынки в своем финансовом благополучии, процентные ставки для правительств и банков резко возрастут, что приведет к неплатежеспособности. На этом этапе эти страны могут объявить дефолт. Они будут также как минимум временно неспособны к заимствованию, что может побудить государства отказаться от единой валюты.
Но существует также непосредственная опасность: даже если фундаментальные показатели Испании и Италии достаточно здоровы, у них может не оказаться двух лет на раскачку. Уровень процентных ставок по долгу Греции показывает, что рынки настроены на то, что уже в скором времени Афины ждет дефолт. А перед тем, как это случится, ставки по долгу Испании или Италии могут резко взмыть вверх, поставив эти страны на скользкий путь. И тогда европейские политики могут познать горький опыт: попытка одурачить рынки - опасная игра.
Мартин Фельдштайн, профессор экономики в Гарвардском университете
http://www.project-syndicate.org/
Опасная игра Европы
Греческому правительству предстоит найти выход из практически неразрешимой ситуации. Страна "наделена" неподъемным госдолгом (150% от ВВП, только в этом году +10%), коллапсирующей экономикой (в текущем году ВВП сократился более чем на 7%, отправив ставку безработицы к уровню 16%), хроническим дефицитом платежного баланса (8% от ВВП) и неплатежеспособными банками, стремительно теряющими депозиты
Греческому правительству предстоит найти выход из практически неразрешимой ситуации. Страна "наделена" неподъемным госдолгом (150% от ВВП, только в этом году +10%), коллапсирующей экономикой (в текущем году ВВП сократился более чем на 7%, отправив ставку безработицы к уровню 16%), хроническим дефицитом платежного баланса (8% от ВВП) и неплатежеспособными банками, стремительно теряющими депозиты.
Единственный выход для Греции - объявить дефолт по суверенному долгу. В этом случае Афинам потребуется списать основную суму этого долга, как минимум, 50%. Текущий план по сокращению объемов частных облигаций на 20% является лишь первым небольшим шагом на пути к такому конечному результату.
Если Греция покинет еврозону после объявления дефолта, она сможет провести девальвацию своей новой валюты, тем самым, простимулировав спрос и выйти в конечном итоге в торговый профицит. Стратегия "дефолт и девальвация" является стандартной процедурой для стран во всех частях мира, когда они сталкиваются с невообразимо крупным госдолгом и хроническим дефицитом баланса текущих операций. Этого не случилось в Греции только потому, что она встроена в единую валюту.
Рынки полностью отдают себе отчет в том, что в случае банкротства Греция объявит дефолт. Именно поэтому процентная ставка по 3-летним гособлигациям Афин недавно превысила отметку 100%, а доходность по 10-летним бондам достигла 22%.
Зачем же тогда политические лидеры Франции и Германии так яростно пытаются предотвратить, точнее, отсрочить неизбежное? На это есть две причины.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/