Они боятся будущего! А Вы?!Валютный рынок » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Они боятся будущего! А Вы?!Валютный рынок

Такие слова произнес 24 сентября глава Министерства финансов США Тимоти Гейтнер на заседании МВФ в Вашингтоне. Он говорил, исходя из опыта и извлеченных уроков по результатам краха в 2008 году. Тогда 3 года назад он был президентом Федерального резервного банка Нью-Йорка и непосредственно работал над тем, чтобы вернуть стабильность ввергнутой в хаос финансовой системе после краха Lehman Brothers Holdings Inc.
14 октября 2011 Pro Finance Service | Архив Шульгин Михаил
Каскадный дефолт, банковский крах и катастрофические риски ждут мировую экономику, если Европа не вылечит гнойные раны долгового кризиса. Такие слова произнес 24 сентября глава Министерства финансов США Тимоти Гейтнер на заседании МВФ в Вашингтоне. Он говорил, исходя из опыта и извлеченных уроков по результатам краха в 2008 году. Тогда 3 года назад он был президентом Федерального резервного банка Нью-Йорка и непосредственно работал над тем, чтобы вернуть стабильность ввергнутой в хаос финансовой системе после краха Lehman Brothers Holdings Inc.

После того, как 15 сентября 2008 года Lehman объявил о банкротстве, потери финансовых институтов составили почти 1 трлн. долларов США. Индекс S&P 500 за последующие 6 месяцев упал на 40%, а мировая экономика упала в самую глубокую рецессию со времен Второй мировой войны. К слову говоря, мировая экономика до сих пор не смогла полностью оправиться и, более того, в течение последних месяцев близка к тому, чтобы снова свалиться в рецессию. Стоит отметить, что комментарии Гейтнера в прошлом месяце стали лишь частью апокалипсического хора. Европа «пугает мир», сказал президент США Барак Обама 26 сентября. Глава Банка Англии Мервин Кинг в своих комментариях предположил, что финансовый кризис может оказаться страшнее Великой Депрессии. Бывший глава ЕЦБ Жан-Клод Трише 11 октября сказал, что кризис «достиг всеобъемлющих масштабов».

Экономист Роберт Мандел, являющийся лауреатом Нобелевской премии, говорит, что кошмарный сценарий в Европе будет означать новые финансовые катастрофы. При худшем исходе европейские чиновники не смогут предотвратить дефолта Греции, долг которой составляет 356 млрд. евро. Реакция инвесторов вызовет банкротства не только Испании, но и Италии. Поднимется огненная буря, которая будет опустошать банковские балансы, вызовет рыночный шок, подорвет экономический рост и будет угрожать расколу еврозоны. Европейскому Центральному Банку придется совершить ответные действия, подобные решениям ФРС США в 2008 году. «Незадолго до крушения Lehman Brothers никто не ожидал ничего из того, что потом произошло. Мы сейчас в середине кризиса. И это не просто кризис суверенного долга. Это кризис банков. Ситуация стала глобальной», - говорил Марвел в интервью на телеканале Bloomberg 6 октября.

Довольно страшные заявления. Причем со стороны лиц, которых трудно упрекнуть в пустых панических настроениях. Эти заявления создают ощущение того, что речь идет не о чем-то гипотетическом. Сия реальность стоит на пороге. Опасения в отношении того, что трудности рефинансирования долга распространяться на малые страны еврозоны, а также беспокойства в отношении воздействия финансовой системы на суверенные облигации, лихорадят мировые рынки. Согласно подсчетам аналитиков Barclays Capital, европейские беды несут ответственность за потери приблизительно 13 трлн. долларов. И это только в период с 1 июля по настоящий момент. Уильям Уайт, бывший глава департамента денежно-кредитной политики и экономики из швейцарского Bank for International Settlements, говорит, что политики за пределами Европы обеспокоены тем, что европейские чиновники могут оказаться не в состоянии защитить экономику Старого света и свои банки. Инвесторы будут ожидать эффект домино в виде краха на других рынках. «Проблемы задолженности всплывают на глобальном уровне. США не могут утверждать, что не окажутся следующими», - говорит Уайт.

У европейских политиков, представляющих интересы 20 наиболее развитых и развивающихся стран региона, остается в буквальном смысле последний шанс. В эти выходные в Париже пройдут переговоры министров финансов и глав Центробанков стран Большой двадцатки. Затем европейские лидеры соберутся на заседание в Брюсселе 23 октября. Финальный саммит Большой двадцатки состоится в Каннах 3 и 4 ноября. Рынки очень хотят верить в позитивное разрешение вопросов, но терпение уже на исходе. Если Большая двадцатка покинет Канны ни с чем – это будет крах. Дэвид Маки, главный экономист по Европе из JPMorgan Chase & Co., который, кстати говоря, прогнозирует неизбежность спада, считает, что от ЕЦБ уже требуется активная роль в управлении кризисной ситуацией в регионе. Эта роль, по мнению эксперта, должна заключаться в предоставлении рынкам программы покупки активов не менее чем на 1 трлн. евро, в поддержании банковской ликвидности и в резком снижении процентной ставки с 1.5% до 1% в начале следующего года.

Пока же европейские лидеры изо всех сил пытаются успокоить рынки словесной риторикой. Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркозм еще 9 октября дали рынку обещание разработать план долгосрочного разрешения проблемы. «Провал Греции станет провалом всей Европы. Помните, в 2008 году, когда США позволили Lehman Brothers обанкротиться, вся мировая финансовая система поплатилась за это. И по экономическим причинам и по причинам морали, мы не можем позволить дефолт Греции», - сказал Николя Саркози 30 сентября в Париже.

Чтобы остановить ситуацию, которая выходит из под контроля, европейским лидерам приходится воевать сразу на нескольких фронтах: управлять финансами в Греции, защищать банки и проводит капитальный ремонт системы экономического управления в Европе. Комплекс мер должен включать требования, согласно которым банки должны быть защищены большим количеством капитала, чтобы они смогли выдержать возможные убытки по удерживаемым в портфелях облигациям. Такую позицию высказывает МВФ. По оценкам аналитиков JP Morgan, в соответствии с планом, аналогичным программе американского правительства TARP, европейские банки нуждаются в дополнительном капитале, не менее 150 млрд. евро. Правительства европейских стран собираются увеличить объемы Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). Также в настоящее время рассматриваются возможности, согласно которым EFSF будет позволено покупать облигации на первичном и вторичном рынке, а также возможности предоставления кредитных линий и непосредственная инъекция денег в банковскую систему.

Налогоплательщики богатых стран еврозоны обеспокоены тем, что увеличение денежной ликвидности может негативно сказаться на их кредитных рейтингах. Правительства этих стран могут попытаться использовать потенциал фонда для страхования части выпускаемых в обращение новых долговых ценных бумаг. По мнению Сильвио Перуццо, экономиста Royal Bank of Scotland Group Plc, мощности фонда должны составлять 2 трлн. евро. Именно такой объем средств необходим, чтобы убедить инвесторов в том, что в случае негативного исхода, можно будет профинансировать и Испанию и Италию. В тоже время заимствования Греции нужно сделать более управляемыми, а это означает, что инвесторам придется взять на себя более высокий процент списаний долга, чем оговоренный 21%, который являлся частью июльской помощи Греции. Согласно ряду сообщений из конфиденциальных источников, немецкие банки готовятся к потерям в размере 60%.

Есть вполне реальный риск того, что новые меры, в которые сейчас поверили рынки, могут потерпеть неудачу, поскольку диапазон разногласий в интересах разных стран Европы по-прежнему очень широк. Германия и Голландия, например, продолжают настаивать на более глубокой реструктуризации греческого долга, на что могут не согласиться Франция и ЕЦБ. Пока европейские чиновники ломают голову, как же достичь соглашения и сформировать действенный пакет мер, способный в корне изменить ситуацию в Греции, население самой Греции выражает агрессивный протест мерам, реализацию которых требует Евросоюз и которые в парламенте пытается защитить премьер-министр Георгиос Папандреу. Между тем, рынки высказывают определенные опасения в отношении кредитных рейтингов стран спасателей, например, в отношении высшего рейтинга ААА Германии, поскольку расходы на спасение инвесторов неуклонно растут. Сейчас уже мало кого удивляет, что цены на страховку от дефолта Греции (CDS) предполагают такой исход с вероятностью 91%. Однако стоимость страховки от дефолта германских облигаций в текущем году выросла в 2 раза и по состоянию на 5 октября составляла рекордные 121 базисный пункт (прим. Profinance.ru : 1 б.п. равен 0.01%).

Суть проблемы не в опасениях дефолта по финансовым меркам крошечной Греции, а в том, чтобы предотвратить заражение других, более крупных рынков. Например, гораздо более существенного рынка облигаций Италии. Долг этой страны, являющейся восьмой по величине экономикой мира, составляет почти 1.9 трлн. евро. Долг 12 по величине экономики Испании составляет приблизительно 650 млрд. евро. Италия находится на грани долговой спирали. В отсутствии реформ и в условиях вялого экономического роста ситуация может стать неуправляемой. Такие комментарии сделал теперь уже глава ЕЦБ Марио Драги. По его словам, отрицательный эффект от увеличения стоимости заимствований всего на 1% может уничтожить все текущие достижения от недавнего сокращения бюджета. «Необходимо быстро принимать меры. Слишком много времени потрачено в пустую», - сказал Драги в своем выступлении 12 октября. Искра для цепной реакции на финансовых рынках может возникнуть в любой момент и в любом месте. Например, Папандреу может не убедить парламент Греции на следующей неделе принять предложенные меры по сокращению бюджета, Германия может отказаться от дальнейшего движения по пути спасения Греции, банки могут потерять доступ к краткосрочному финансированию, у международных инвесторов попросту закончится терпение и европейские активы перестанут покупать.

Греческие банки во главе с Национальным Банком Греции держат в своих портфелях около трети от общего объема государственных облигаций. А значит, две трети греческого долга находится за пределами Греции. В случае ее дефолта и последующем пересчете стоимости облигаций по рыночной стоимости возникнет дефицит капитала приблизительно в 350 млрд. евро. И эта сумма фактически может оказаться существенно выше, если потом выяснится, что некоторые инвесторы скрывали в своих портфелях «токсичные бумаги». Разрыв на рынке капитала может резко увеличится. Это приведет уже к корпоративным дефолтам, увеличению объемов убытков и полноценной экономической рецессии. Банковские балансы будут существенно повреждены, что приведет к коллапсу кредитных и платежных систем. При условии, что не удастся избежать негативного эффекта на других рынках, коллапс накроет и Италию. Два крупнейших банка этой страны Sanpaolo SpA и UniCredit SpA имеют в своих портфелях суверенных долгов на 65 млрд. евро и 40 млрд. евро соответственно. Держателями итальянского государственного долга являются крупнейшие банки Европы. По данным Банка международных расчетов, кредитные организации Франции и Германии являются держателями 508 млрд. евро итальянского долга. Ситуация получит распространение далеко за пределы Европы. Американские банки продали страховку от дефолта Греции на общую сумму приблизительно в 3.7 млрд. евро. Это по данным консалтинговой фирмы Fathom Financial Consulting по состоянию на июнь текущего года. К этому можно добавить экспозицию в 193 млрд. евро, которую американские банки держать в периферийных странах еврозоны.

Если вы все еще сомневаетесь в том, что это коснется реального сектора экономики, то с вами не согласна Международная организация труда, которая в прошлом месяце опубликовала отчет, согласно которому существует риск того, что страны Большой двадцатки в следующем году могут потерять 40 млн. рабочих мест. Это больше, чем во время кризиса 2008 года. Эндрю Тилтон, экономист Goldman Sachs Group Inc. считает, что экономическое замедление в Европе оставляет США на краю рецессии. Ужесточение финансовых условий ограничивает потенциал экспорта американских товаров. И с этим трудно поспорить, если посмотреть на то, как на этой неделе начался сезон корпоративных отчетов в США. Крупнейший представитель из уже отчитавшихся, компания Alcoa Inc., сообщила о прибылях, не дотянувших до ожиданий аналитиков, комментируя ситуацию тем, что европейские потребители ее продукции существенно сократили заказы в свете экономической неопределенности.

Вспомним слова Тимоти Гейтнера, с которых начиналась эта статья. Теперь становится более понятно, почему международные политики по всему миру внимательно следят за ситуацией в Европе и именно американцы призывают европейцев не допустить краха «европейского Lehman Brothes». Последствия краха «Lehman European Style» будут куда более удручающими, чем банкротство «американского оригинала» в 2008 году. Мировая экономика к настоящему моменту достигла такой степени интеграции, что вряд ли на планете найдется уголок, жители которого могут не опасаться худшего варианта развития ситуации в Европе

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

http://www.profinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter