Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Можно ли спасти Италию? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора
Необходимости рефинансирования непогашенной задолженности - не единственная проблема государства. Внутренние и зарубежные держатели облигаций, особенно банки, понесли убытки, что негативно сказалось на их балансах, капитальном покрытии и доверии. Дефицит торгового баланса и баланса текущих операций продолжают расширяться, отражая утрату конкурентоспособности и производительности по отношению к Германии и Франции, которые являются двумя крупнейшими торговыми партнерами Италии. Экономический рост остается вялым в течение последнего десятилетия и не ускоряется, что усложнит попытки борьбы с долговой нагрузкой даже при мерах финансовой консолидации.

Низкие темпы роста итальянской экономики обусловлены несколькими факторами, включая инертность рынка труда, недостаточное инвестирование госсектора в научные и технологические основы экономики, ограниченная конкурентоспособность некоторых секторов, а также длительный период структурных преобразований в еврозоне.

Но у Италии есть и сильные стороны. Совокупный долг (правительство, домохозяйства, нефинансовые корпорации и финансовые институты) чуть выше 315% от ВВП, ненамного больше, чем в Швейцарии, где эта цифра составляет 313%, во Франции - 323%, в США - 296% и даже в Германии - 285% (все данные представлены за 2009 год). Однако долг домохозяйств очень низок и составляет менее 50% от ВВП. Кроме того, длительный период высокого уровня сбережений домохозяйств в диапазоне 17-30% от доходов, означает, что собственный капитал физических лиц и домохозяйств выше, чем в большинстве других развитых стран.

И это еще не все. Фирмы и предприятия центральной и северной Италии работают эффективно, оснащены инновационными системами, а также осуществляют свою деятельность на уровне мировой интеграции. Дефициты бюджетов оставались под контролем во время и после кризиса в отличие от многих развитых экономик. Безусловно, изначально высокая долговая нагрузка вынудила сластей ограничить контрциклическое стимулирование, что затруднило рост экономики.

Кризис настиг Италию в период повышенных рисков для ключевых стран (угроза жесткой посадки в Китае или высокая безработица в США). При оценивании этих рисков важно сфокусировать внимание на трех переменных: ресурсы, компетенция и желание. Есть ли у страны достаточно ресурсов, чтобы решить проблемы, с которыми она столкнулась?
Обладают ли политики достаточным опытом и компетенцией осуществить эффективные реформы? Осознают ли власти необходимость в решительных и агрессивных действиях?

Во-первых, ресурсы. Если их уровень неадекватен, последствия будут нежелательными, независимо от наличия высокого уровня компетенции или силы воли, если только не будет оказана внешняя помощь. Аналогичным образом политическая воля бессильна без способности претворить ее в эффективную политику.

В некоторых важных случаях, включая Италию, США и Китай, сценарий относительно благоприятен, но в то же время непривлекателен в силу того, что характеризуется в основном эффективностью политических решений. В отличие от Греции, которая испытывает дефицит ресурсов, возможности вышеупомянутых государств достаточно широки, однако компетенция и политическая воля (или их комбинация) находятся под сомнением, хотя оценки аналитиков в этом вопросе сильно разнятся.

Для Италии это означает, что состояние здоровья ее консолидированного баланса может быть использовано в совокупности с реформами и параметрами изменений в пенсионной системе с целью восстановления финансового баланса и стимулирования экономического роста через какое-то время. Для этого требуются три вещи: эффективная программа реформ, соответствующая условиям основных преобразований, политическая поддержка этой программы, а также достаточное время для осуществления необходимых преобразований, нацеленных на восстановление конкурентоспособности для снижения премии за риски по итальянскому долгу.

Поскольку два первых требования зависят от турбулентной внутренней политики, инвесторы не желают закладывать в цену этот "относительно благоприятный сценарий, а это говорит о том, что у Италии нет времени. Рост доходности по бондам может подорвать программу финансовой стабилизации и экономического роста до того, как она будет полностью применена. А по мере рост доходности под еще большее сомнение попадает адекватность уровня ресурсов страны.
Италии нужен финансовый автомат безопасности в виде временного кредитора последней инстанции. Это позволит изменить программы в сторону снижения рисков благоприятного сценария.

Существует еще один, решающий фактор риска. Вид выбранной формы интервенции, нацеленной на предотвращение роста доходности, может не претвориться в жизнь, учитывая нарастание волнений в ключевых странах еврозоны во главе с Германий. Нестандартные агрессивные действия со стороны кредитора последней инстанции ослабят этот стимул и, соответственно, политическое желание претворять в жизнь требуемые реформы.

Вытекающая из этого проблема очевидна: обязательства, привязанные к процессу реформы, не помогут быстро вернуть частных инвесторов, поскольку это не снижает риск существенных политических препятствий в осуществлении необходимых мер. Только смелые и безоговорочные обязательства, данные ЕС и Италией, могут помочь выйти из этого тупика. Отсутствие действий от одной из сторон повысит риск последующего коллапса госфинансов региона, а также мирового экономического спада.

http://www.project-syndicate.org/

Можно ли спасти Италию?

Теперь, когда в Италии появилось новое правительство, возглавляемое экономистом Марио Монти, на карту поставлено многое, включая саму страны, всю Европу и даже мировую экономику
22 ноября 2011 Project Syndicate
Теперь, когда в Италии появилось новое правительство, возглавляемое экономистом Марио Монти, на карту поставлено многое, включая саму страны, всю Европу и даже мировую экономику. Если реформы "замнутся", госбюджет потерпит крах, а экономика продолжит пребывать в анемичном состоянии, отношение итальянцев к евро может измениться, поскольку жертвы, на которые приходится идти стране ради сохранения статуса участницы еврозоны, в скором времени могут стать намного выше преимуществ от членства в регионе. А откат Италии от единой валюты (в отличие от более мелких стран, таких как Греция), повлечет угрозу для всей еврозоны, включая ее ключевые государства.

Италия является крупной экономикой, чей годовой ВВП превышает $2 трлн. ЕЕ госдолг составляет 120% от ВВП или почти $2.4 трлн., причем сюда не входят обязательства пенсионной системы, необходимые для существенных преобразований в системе. Таким образом, Италия стала третmbv в мире по величине рынком суверенного долга.

Рост процентных ставок затрудняет обслуживание долга, который становится неприемлемо высоким. Более того, в ближайшие 6 месяцев Италии нужно рефинансировать 275 млрд. евро ($372 млрд.) своего долга, в то время как инвесторы, желающие снизить для себя риск со стороны долга страны, отправляют доходность по 10-летним итальянским бондам к новым рекордным максимумам (на текущий момент показатель превышает отметку 7%).

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/