Джек-пот декабря » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Джек-пот декабря

Куда пойдут рынки до конца декабря? Увы, набивший оскомину вопрос о новогоднем ралли по-прежнему не имеет ответа. Собственно говоря, то, что называется новогодним ралли в классической литературе, уже не состоялось – новогоднее ралли начинается задолго до наступления декабря, так что сегодня вопрос уже не о новогоднем ралли, а о результатах декабря.
5 декабря 2011 Архив Зайд Григорий
Куда пойдут рынки до конца декабря? Увы, набивший оскомину вопрос о новогоднем ралли по-прежнему не имеет ответа. Собственно говоря, то, что называется новогодним ралли в классической литературе, уже не состоялось – новогоднее ралли начинается задолго до наступления декабря, так что сегодня вопрос уже не о новогоднем ралли, а о результатах декабря.
Согласно статистике, за последние двадцать четыре года декабрь выглядел на графике S&P500 чёрной свечей лишь шесть раз, то есть в четверти случаев. Что определит рыночную судьбу декабря этого года?
Безусловно, главным фактором снижения рынков является сейчас долговой рынок Европы, падение стоимости облигаций приводит к недостаточности капитала у европейских банков, заставляя их продавать активы и порождая, таким образом, эскалацию понижательной тенденции. Разрешение сложившейся проблемы является двухходовой комбинацией: во-первых, договоренность о снижении дефицитов стран, входящих в еврозону, и создание прозрачного механизма контроля дефицитов, а во-вторых, при выполнении первого условия, решение о количественном смягчении со стороны ЕЦБ с предварительным консенсусом относительно структуры выкупа европейским центробанком бумаг себе на баланс. Из приведённого выше схематичного описания возможного решения проблемы еврозоны становится понятно, что нужно не только сформулировать приемлемое предложение, но и согласовать его внутри еврозоны, что вряд ли возможно осуществить за неделю или даже за месяц. В этой связи буду утверждать, что европейская эпопея не закончится раньше середины февраля, а значит, рассчитывать на бурное ралли в декабре нет оснований. Впрочем, разного рода ободряющие заявления еврочиновников, половинчатые действия наподобие снижения ЕЦБ ставки и внесение тех самых приемлемых предложений по реорганизации еврозоны (новый Пакт стабильности) волне могут вызывать приливы оптимизма, но они не будут являться решением проблемы.
Отмечу так же, что Рождество в Европе может принести не только праздничное настроение, но и серьезные заявления, например, о выходе Греции из еврозоны, поскольку она вряд ли впишется в создаваемые сейчас новые правила валютного союза. Рождественские праздники – отличный повод провозгласить такой выход и дать возможность инвесторам принять взвешенные решения; западные политики любят использовать для подобных мероприятий выходные дни, это связано с тем, что на западных биржах технические сбои не происходят в нужное время и в нужном месте…
Менее острой, но не менее интригующей выглядит и финансово-экономическое состояние Китая. Происходящее замедление экономики является целевым состоянием, задачи по охлаждению экономики в целом, сдуванию пузыря на рынке недвижимости и снижению инфляционного давления были провозглашены китайским руководством и последовательно реализуются. Многие аналитики уже с августа твердят о приближающемся смягчении денежно-кредитной политики в Китае, но к началу декабря это по-прежнему остаётся лишь ожидаемым событием. На мой взгляд, никаких радикальных мер до конца этого года китайское руководство предпринимать не будет – в следующем году произойдет смена лидеров Китая, им и решать… А пока китайские чиновники могут обойтись частными решениями в отношении отдельных банков, эдакое «ручное управление» по-китайски.
Захотят ли американские маркетмейкеры разгонять рынки вверх? Думаю, в сложившейся ситуации их бы вполне устроило закрытие года на уровне его открытия, что подразумевает некоторый рост относительно сегодняшних значений. Вопрос в том, дадут ли им такую возможность европейские партнёры.
Остаётся открытым и вопрос о сроках выполнения рейтинговыми агентствами своих угроз по снижению рейтинга десяткам европейских банков и пересмотру французского «трипл А».
Взгляд в декабрь говорит о том, что понижательные тенденции будут преобладать, рисков снижения по-прежнему предостаточно. А вот предпосылок к росту не так уж и много – это возможности, которые будут оглашать европейские лидеры, и интересы американских фондов, которым нужно закрыть год «в ноль».
Так стоит ли бороться за джек-пот декабря? Пожалуй, лучше поберечь силы для январско-февральского аустерлица.

В будущее - с оптимизмом!

«Оптимизм представляется мне не только нелепым, но и поистине бессовестным воззрением»
Артур Шопенгауэр.

Пожалуй, рынки уже смирились с тем, что европейский кризис принесет экономике множество бед и поражений. Противоречие интересов стран, входящих в зону евро, приводит к неспособности найти взаимоприемлемое решение европейских долговых проблем, затягивая всё сильнее петлю на шее долгового рынка, вынуждая инвесторов сокращать позиции в рискованных активах. Единственной надеждой инвесторов является Европейский Центральный Банк, способный провести масштабное количественное смягчение и ослабить на длительное время давление на рынки. Осталось только дождаться того момента, когда европейцы договорятся о снижении бюджетных расходов, параметрах перераспределения фактической долговой нагрузки, параметрах списания безвозвратных долгах и прочих «мелочах», то есть попросту говоря договорятся о перераспределении рисков между странами, будущих денежных обязательствах и принятии на себя убытков. Договорятся ли они быстрее, чем рынки сколлапсируют, или будут дальше изнурять себя бесплодными саммитами – ответ на этот вопрос мы должны получить в течение ближайших двух - двух с половиной месяцев, больше рынки просто не выдержат. Рассчитывая на лучшее, предположим, что они успеют и ЕЦБ порадует рынки инфляционным решением.
Надежды инвесторов связаны не только с ЕЦБ, но и с Федеральным Резервом США. Неоднократные заявления Бенжамина Бернанке о возможностях дальнейшего расширения баланса ФРС, подтверждённые дружным хором его коллег, окрыляют держателей рискованных активов, навевая приятные воспоминания о ралли 2009-2010 годов. Время от времени аналитики вспоминают и о Китае, указывая инвесторам на то, что вскоре уже и Поднебесная может пойти на смягчение денежно-кредитной политики с целью предотвратить намечающийся банковский кризис .
Насколько обоснованы страхи относительно углубления европейского кризиса? Полностью обоснованы! Насколько оправданы надежды на будущие смягчения со стороны европейского, американского и китайского центробанков? Очень даже оправданы! Означает ли это, что достаточно купить рискованные бумаги на панических распродажах, связанных с еврокризисом, чтобы потом спокойно наслаждаться долгим и прямолинейным ростом? Увы, это вряд ли!
Сейчас сложно предположить, какова будет глубина снижения рынков и показателей в реальном секторе в результате углубления европейских проблем. Я бы сказал, что мир отделается в этот раз меньшими потерями. Но можно сказать наверняка, что подъем экономики и рост рынков будет наверняка гораздо слабее, чем это было в 2009-2010 годах. Дело в трех факторах:
во-первых, в отличии от предыдущего этапа правительства не только не собираются стимулировать экономику новыми госрасходами (помните все эти денежные вливания в инфраструктуру, утилизацию автомобилей, снижение налогов и прочую кейнсианскую феерию?), но напротив, намерены сокращать бюджеты, а значит, сокращать потребление;
во-вторых, предыдущий инфляционный этап сопровождался общим снижением уровня риска, когда правительства фактически принимали на себя обязательства частных корпораций. Пусть это снижение рисков в мировом масштабе оказалось отчасти иллюзорным, тем не менее оно в значительной степени ослабило страх участников рынка. Сейчас таких резервов уже нет.
в-третьих, по опыту предыдущего раунда монетаристских смягчений мы знаем, что монетизация долга и низкие ставки заставляют идти деньги не в реальный сектор экономики, а искать убежище в сырьевых товарах и «софтах» - пшенице, сахаре и прочем какао. Опережающий рост цен на эти сырьевые товары приводит к снижению покупательского спроса на другие группы товаров и уменьшает рентабельность большинства секторов экономики. Если новый этап монетарного смягчения не будет сопровождаться мерами по ограничению роста цен на вышеуказанные товары, то краткосрочный положительный эффект смягчений будет с лихвой компенсирован долгосрочными потерями реального сектора.
Итак, эти три фактора – сокращение бюджетов, сохранение общего уровня риска и высокая инфляция по корзине товаров повседневного спроса – помешают повторить успех монетарных мер, наблюдавшийся в 2009-2010 годах.
Что всё это означает для рынков вообще и для рынка акций в частности? Предположу, что нас ожидает значительное снижение индексов зимой на европейском кризисе, бурный оптимизм весной на смягчениях центробанками монетарной политики, отрезвление летом на унылых показателях реального сектора и новые надежды осенью на выборах Президента США.
Главным риском начала года будет Европа, главным пугалом и кандидатом на крах станет Япония, а Штаты и Китай продолжат оставаться двойной звездой, вокруг которых вращаются планеты этой замысловатой финансовой системы.
Читал ли Шопенгауэра француз Жан Дютур, я не знаю, но его точка зрения на мир мне нравится больше немецкой: «Подлинный оптимизм покоится не на убеждении, что всё будет хорошо, а на убеждении, что всё не будет плохо».

/Компиляция. 5 декабря. Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter