2 февраля 2012 Bloomberg
Обратим внимание на Испанию. На прошлой неделе стало известно, что ставка безработицы в стране выросла до 22,9%. Подумайте об этом. К примеру, в США этот показатель на уровне 8% воспринимается как национальная катастрофа. А безработица в Испании втрое превышает американский показатель. В Испании проживает 14% от общего населения еврозоны, треть которых являются безработными. Ситуация с занятостью среди молодежи обстоит еще хуже. Кроме всего прочего, Испанию, как и многие другие страны еврозоны, в этом году ожидает рецессия, что предполагает ухудшение экономических показателей, включая динамику рынка труда.
Давайте признаем, что теперь уже знакомый нам цикл кредитного бума и последующего взрыва лежит в основе социальной и экономической катастрофы. Членство Испании в еврозоне отправило процентные ставки к минимумам, а оптимизм - к максимумам; стоимость активов взмыла вверх; жилищный и строительный секторы охватил бум; затем пузырь лопнул, и экономика потерпела коллапс.
Расточительство госсектора, сыгравшее ведущую роль в греческой версии катастрофы, Испании не было присуще. Страна пыталась сбалансировать свой бюджет еще до кризиса, и даже сейчас ее госдолг ниже, чем в Германии. Однако премия за риск по займам госсектора сейчас настолько "изуродована", а перспективы роста ВВП настолько мрачны, что аналитики поговаривают об угрозе дефолта.
Упор на заимствовании и кредитовании нельзя назвать неверным, но нужно заглянуть за пределы финансового цикла, чтобы понять причину такой высокой безработицы в Испании. Почему рецессия ударила по этой стране с такой силой? И почему заимствование обходится так дорого?
Здесь в игру вступает "структурная реформа". Возможно, после Греции, Испания является наиболее ярким примером развалившегося рынка труда. В Испании, как и во многих других проблемных странах региона, под "структурной реформой" подразумевается "реформа рынка труда".
В Испании существуют две основные формы трудового договора: временный и постоянный. У временных работников, составляющих около одной трети от всей рабочей силы, мало прав и их можно легко уволить; постоянные штаты наделены многими правами, и потерять работу у них гораздо меньше "шансов". Кроме того, переговоры профсоюзов проходят не в рамках фабрики или компании, а на уровне индустрии и целых провинций. В результате компании, сталкивающиеся с ухудшением условий их деятельности, не могут адаптировать уровни заработных плат или условия трудовых договоров для постоянных сотрудников. Временные работники, лишенные всяких прав, вынуждены брать удар на себя. Другими словами, когда бизнес идет ко дну, вместо снижения зарплат по всей стране, увольняют временных сотрудников. Почти 90% испанцев, потерявших работу за период с 2007 года, заключали со своими работодателями временные контракты.
Когда же спрос начитает оживляться, компании неохотно создают новые постоянные рабочие места, поскольку урезать их в случае необходимости гораздо сложнее. Именно поэтому во время рецессии рынок труда Испании понес максимальные потери, причем не только на уровне Европы, но и среди всех развитых стран.
В системе есть и другие, более тонкие нарушения. Это "анти-рост" и "анти-конкуренция". Почему? Потому что они дают крупным компаниям преимущество над компаниями малого и среднего бизнеса. Крупные фирмы могут позволить себе более выгодные условия, нежели те, что были оговорены в минимальных рамках. Более мелкие компании, желающие расширить свой бизнес, часто остаются на минимальных условиях.
За несколько лет до кризиса испанская система установления уровня зарплат помогла ускорить рост стоимости производства до максимальных уровней, превысивших даже показатели Германии и других сильных экономик региона. Несмотря на нехватку конкурентоспособности, страна значительно расширила объемы экспорта, но не так активно, как та же Германия, поскольку контроль за затратам на рабочую силу оставлял желать лучшего. Накопленный дефицит конкурентоспособности сдерживает экономический рост Испании и негативно влияет на оценку рынков способности страны погасить долг. В этом и прослеживается связь между неправильно функционирующим рынком труда, премией за риск по стоимости кредитования и угрозой дефолта в стране.
Как и многие ее предшественники, новое правительство Испании ведет тяжелую борьбу с этой проблемой. И, как и раньше, профсоюзы демонстрируют свое недовольство. Возможно, Испания - это особый случай, но подобный пример прослеживается во многих других странах Европы. Победить в битве за структурную реформу нужно было давным-давно. Необходимость в этом была еще до появления единой валюты.
Сказать, что проблема заложена лишь в организации рабочей силы - слишком просто. В Германии много сильных профсоюзов, что не мешает ее рынку процветающему занятости, в том число и при контроле затрат на рабочую силу. Проблема заключается не в сильных профсоюзах с их собственными правами, а в их сочетании с неадекватной системой установления уровня зарплат.
Поэтому неверно отрицать тот факт, что европейские профсоюзы являются частью проблемы. Нельзя утверждать, что они действуют сугубо в интересах своих участников. Как показывает пример с Испанией, в зависимости от правил, преимущества могут давать не только обладатели капитала, но и рабочие, точнее бывшие рабочие.
Другими словами, структурная реформа наделена компонентом социальной справедливости, а не системой "утопи богатого, спаси рабочего". Поэтому прежне чем встать на ту или иную сторону, подумайте над этим
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Давайте признаем, что теперь уже знакомый нам цикл кредитного бума и последующего взрыва лежит в основе социальной и экономической катастрофы. Членство Испании в еврозоне отправило процентные ставки к минимумам, а оптимизм - к максимумам; стоимость активов взмыла вверх; жилищный и строительный секторы охватил бум; затем пузырь лопнул, и экономика потерпела коллапс.
Расточительство госсектора, сыгравшее ведущую роль в греческой версии катастрофы, Испании не было присуще. Страна пыталась сбалансировать свой бюджет еще до кризиса, и даже сейчас ее госдолг ниже, чем в Германии. Однако премия за риск по займам госсектора сейчас настолько "изуродована", а перспективы роста ВВП настолько мрачны, что аналитики поговаривают об угрозе дефолта.
Упор на заимствовании и кредитовании нельзя назвать неверным, но нужно заглянуть за пределы финансового цикла, чтобы понять причину такой высокой безработицы в Испании. Почему рецессия ударила по этой стране с такой силой? И почему заимствование обходится так дорого?
Здесь в игру вступает "структурная реформа". Возможно, после Греции, Испания является наиболее ярким примером развалившегося рынка труда. В Испании, как и во многих других проблемных странах региона, под "структурной реформой" подразумевается "реформа рынка труда".
В Испании существуют две основные формы трудового договора: временный и постоянный. У временных работников, составляющих около одной трети от всей рабочей силы, мало прав и их можно легко уволить; постоянные штаты наделены многими правами, и потерять работу у них гораздо меньше "шансов". Кроме того, переговоры профсоюзов проходят не в рамках фабрики или компании, а на уровне индустрии и целых провинций. В результате компании, сталкивающиеся с ухудшением условий их деятельности, не могут адаптировать уровни заработных плат или условия трудовых договоров для постоянных сотрудников. Временные работники, лишенные всяких прав, вынуждены брать удар на себя. Другими словами, когда бизнес идет ко дну, вместо снижения зарплат по всей стране, увольняют временных сотрудников. Почти 90% испанцев, потерявших работу за период с 2007 года, заключали со своими работодателями временные контракты.
Когда же спрос начитает оживляться, компании неохотно создают новые постоянные рабочие места, поскольку урезать их в случае необходимости гораздо сложнее. Именно поэтому во время рецессии рынок труда Испании понес максимальные потери, причем не только на уровне Европы, но и среди всех развитых стран.
В системе есть и другие, более тонкие нарушения. Это "анти-рост" и "анти-конкуренция". Почему? Потому что они дают крупным компаниям преимущество над компаниями малого и среднего бизнеса. Крупные фирмы могут позволить себе более выгодные условия, нежели те, что были оговорены в минимальных рамках. Более мелкие компании, желающие расширить свой бизнес, часто остаются на минимальных условиях.
За несколько лет до кризиса испанская система установления уровня зарплат помогла ускорить рост стоимости производства до максимальных уровней, превысивших даже показатели Германии и других сильных экономик региона. Несмотря на нехватку конкурентоспособности, страна значительно расширила объемы экспорта, но не так активно, как та же Германия, поскольку контроль за затратам на рабочую силу оставлял желать лучшего. Накопленный дефицит конкурентоспособности сдерживает экономический рост Испании и негативно влияет на оценку рынков способности страны погасить долг. В этом и прослеживается связь между неправильно функционирующим рынком труда, премией за риск по стоимости кредитования и угрозой дефолта в стране.
Как и многие ее предшественники, новое правительство Испании ведет тяжелую борьбу с этой проблемой. И, как и раньше, профсоюзы демонстрируют свое недовольство. Возможно, Испания - это особый случай, но подобный пример прослеживается во многих других странах Европы. Победить в битве за структурную реформу нужно было давным-давно. Необходимость в этом была еще до появления единой валюты.
Сказать, что проблема заложена лишь в организации рабочей силы - слишком просто. В Германии много сильных профсоюзов, что не мешает ее рынку процветающему занятости, в том число и при контроле затрат на рабочую силу. Проблема заключается не в сильных профсоюзах с их собственными правами, а в их сочетании с неадекватной системой установления уровня зарплат.
Поэтому неверно отрицать тот факт, что европейские профсоюзы являются частью проблемы. Нельзя утверждать, что они действуют сугубо в интересах своих участников. Как показывает пример с Испанией, в зависимости от правил, преимущества могут давать не только обладатели капитала, но и рабочие, точнее бывшие рабочие.
Другими словами, структурная реформа наделена компонентом социальной справедливости, а не системой "утопи богатого, спаси рабочего". Поэтому прежне чем встать на ту или иную сторону, подумайте над этим
www.bloomberg.com /Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу