Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Новый план действий для Европы » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Новый план действий для Европы

Бюджетные меры не могут справиться с экономическим и финансовым кризисом Европы в одиночку. Рост экономики и занятости должен стимулироваться с одинаковым усердием. На сегодняшний день лидеры ЕС признали следующее: на встрече ЕС, состоявшейся 30 января, во главе повестки дня стояла задача оживления экономического роста в наступившем году. Однако не менее остро стоит и сопутствующий вопрос: как этого добиться?
16 февраля 2012 Project Syndicate
Необходимость в незамедлительных действиях очевидна. В 4 квартале экономика еврозоны сократилась (даже в Германии!). В этом году ситуация выглядит не намного лучше - ВВП Франции и Британии стагнируют, Италия и Испания погрузились в глубокую рецессию, в Греции спад продолжается уже пятый год, а ставка безработицы в еврозоне находится на рекордных максимумах, причем в Испании и Греции половина молодого населения являются безработными.

Масштабы экономических проблем выглядят устрашающе: меры экономии, высокие процентные ставки в странах, не обладающих наивысшим рейтингом ААА, сокращение объемов кредитования в банках, низкий уровень инвестиций в частном секторе, а также снижение экспорта, вызванное ослаблением спроса на фоне замедления роста мировой экономики.

До тех пор, пока не возобновится экономический рост, любые попытки финансовой стабилизации будут практически тщетными. Рецессия навредит и без того слабым балансам банков и правительств, усилив давление на меры по уменьшению долговой нагрузки. Однако, учитывая необходимость в постепенной адаптации, более быстрые и глубокие урезания будут обречены на провал: масштабное сокращение объемов кредитования в частном секторе и урезание госрасходов еще сильнее углубят экономический спад. Это называется порочной нисходящей спиралью. Таким образом, необходим мощный рывок к росту.

До настоящего времени политика оживления экономического роста состояла, по большей части, из структурных реформ, необходимых для стимулирования производительности и гибкости в перспективе. Кризис предоставляет политическую возможность для смелых решений на этом фронте во многих странах; однако структурные реформы, как правило, не оживляют рост экономики и занятости в мгновение ока.

С другой стороны, ликвидация непродуктивных рабочих мест, к примеру, изначально вызовет рост безработицы, увеличение госрасходов и сокращение расходов в частном секторе. Ввиду ослабления спроса предложение кредита снижается, и у компаний уйдет немало времени на создание более продуктивных рабочих мест. Другими словами, в стимулировании экономического роста в 2012 году нельзя полагаться только лишь на структурные реформы.

Вместо этого странам с дефицитом баланса текущих операций (Франция, Италия, Испания и Великобритания) следует направить усилия на стимулирование инвестиций и экспорта. А Германии и Нидерландам, где наблюдается профицит баланса текущих операций, нужно стимулировать потребление.

ЕЦБ принял решительные меры, направленные на оказание поддержки банкам региона; теперь он должен поддержать реальную экономику. В то время как официальная процентная ставка находится на уровне 1%, кредитоспособные государства (Испания) имеют возможность заимствовать более чем на 10 лет по ставке свыше 5%, а кредитоспособные компании Италии могут одалживать только лишь под карательный процент, если вообще могут. Поэтому Центробанк должен принять меры, чтобы разблокировать передаточный механизм для монетарной политики. Европейскому банковскому управлению (EBA) следует воспрепятствовать чрезмерному делевериджу, а национальные власти должны предоставить гарантии банковского кредитования компаниями малого и среднего бизнеса.

Поскольку улучшение доступа к финансированию необходимо, правительствам также нужно более активно стимулировать инвестирование. На уровне ЕС следует ощутимо увеличить объем капитала Европейского инвестиционного банка, чтобы тот смог финансировать общеевропейские инвестиции, особенно в инфраструктуру.

Не менее важно стимулирование экспорта. Дефицитным странам нужно повысить свою конкурентоспособность посредством увеличения производительности и урезания расходов. Повышение конкурентоспособности валюты также станет благоприятным фактором - так же, как снижение стерлинга с 2008 года поддержало рост британского экспорта, слабый евро может помочь средиземноморским странам вернуть конкурентоспособность экспорта.

Профицитные страны тоже должны внести свою лепту, что в их же интересах. Так же, как Китаю нужно позволить юаню укрепиться, Германия - чей профицит баланса текущих операций превышает китайские показатель как в соотношении к ВВП, так и в абсолютном выражении - нуждается в более высоком реальном обменном курса валюты.

Правительства, которые не могут заимствовать дешево (или не могут одалживать вовсе) у рынков, не видят другого выбора, кроме как затягивать свои пояса. Но вместо бездумных бюджетных мер им следует придерживаться разумной консолидации. Таким образом, они смогут продолжить инвестировать в инфраструктуру, при этом урезая субсидии и трансфертные платежи.

И последнее, но не менее важное: правительства, которые могут заимствовать по беспрецедентно низким ставкам, должны сыграть свою роль в поддержании спроса.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/