Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Восстановление экономики Обамы? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора
Джеффри Френкель – профессор в области привлечения капитала и экономического роста в Гарвардском университете

Восстановление экономики Обамы?

С приближением выборов в ноябре в США кандидаты от республиканской партии, бросая вызов президенту Бараку Обаме, утверждают, что его политика не сделала ничего, чтобы поддержать восстановление после рецессии, которую он унаследовал в январе 2009 года. Во всяком случае, утверждают они, его финансовые стимулы, спасательные меры для банков, а также агрессивная денежно-кредитная политика Федеральной резервной системы США Бена Бернанке только усугубили ситуацию
20 февраля 2012 Project Syndicate
Демократические защитники Обамы возражают, что его политика предотвратила вторую Великую депрессию и что экономика США до сих пор неуклонно пробивала свой выход из глубокой ямы. Тем временем, умеренные наблюдатели, как правило, приходят к выводу, что нельзя положить конец спорам, поскольку никто не может знать, что произошло бы в противном случае.

Есть основания полагать, что политика правительства – хотя и не достаточно сильная для быстрого восстановления здоровья экономики – действительно остановила ускоряющийся экономический спад. Но умеренные наблюдатели правы, что нельзя доказать, что бы случилось в обратном случае. Верно также и то, что редко политика правительства оказывает существенное влияние на экономику сразу.

Но в этом есть нечто замечательное: слушая республиканцев, демократов или умеренных наблюдателей, создается впечатление, что экономическая статистика не показывает никакого заметного улучшения во время пребывания Обамы в должности. В действительности, трудно себе представить другую реальность.

Это особенно верно, если изучить пересмотренные данные, которые показывают, что экономика США была гораздо в худшем состоянии в январе 2009 года, чем сообщалось в то время. В январе 2009 года темпы роста в годовом исчислении во второй половине 2008 года официально оценивались в -2,2%; тем не менее, текущие цифры показывают более резкое и пугающее сокращение на 6,3%. Это основная причина, почему экономическая активность в 2009 и 2010 годах была намного ниже, чем прогнозировалось ‑ и почему безработица была намного выше.

Максимальная скорость экономического спада ‑ настоящее свободное падение – была в последнем квартале 2008 года (последний квартал 2008 г.). В частности, в соответствии с ежемесячной оценкой ВВП глубокоуважаемого синоптика макроэкономических показателей, она наступила в декабре ‑ за месяц до инаугурации Обамы. В приведенных ниже графиках ясно показано, как траектории роста чудесным образом изменили направление, как только начался срок Обамы, показывая четкую букву «V» в 2008-09 гг. (V-образный ход в 2008-09 гг.)

Полная сила пакета финансовых стимулов начала проявляться во втором квартале 2009 года, когда в июне того же года Бюро США национальных экономических исследований официально объявило о конце рецессии. Реальный рост ВВП стал положительным в третьем квартале, но снова замедлился в конце 2010 и начале 2011 года, что совпадает с началом остановки финансовых стимулов администрации Обамы.

Другие экономические показатели, такие как спреды процентных ставок и темпы потери рабочих мест, также улучшились в начале 2009 года. Восстановление рынка труда обычно отстает от восстановления ВВП ‑ отсюда и «безработное восстановление» последних десятилетий. Но официальные данные (ежемесячные показатели потери рабочих мест и доходы) о ежемесячной потере рабочих мест и доходах показывают очевидное V-образное движение и здесь: как показано на графике ниже, конец свободного падения в частном секторе занятости пришел именно тогда, когда произошла инаугурация Обамы.

Опять же, эти данные не свидетельствуют о том, что политика Обамы дала немедленный результат. В дополнение к задержке эффектов политики многие другие факторы влияют на экономику каждый месяц, что затрудняет определение истинных причин, лежащих в основе конкретных результатов.

Учитывая эти трудности, правильная оценка того, привели ли финансовые стимулы, принятые в январе 2009 года, к положительным результатам, заключается в здравом смысле. Когда правительство тратит 800 млрд долларов США на такие вещи, как строительство автомобильных дорог, зарплаты учителей и полицейских, которых чуть было не уволили, и так далее ‑ это имеет эффект. Работники, у которых иначе не было бы работы, теперь работают и могут потратить часть своих доходов на товары и услуги, произведенные другими людьми, что создает эффект мультипликатора.

Те, кто утверждают, что эти расходы не повышают доходы и занятость (или что они приносят вред), видимо, считают, что как только учителя уволили, где-то в другом месте в экономике создается новое рабочее место, или даже что тот же учитель находит новую работу сразу. Ничто из этого не может быть верным, не при столь высоком уровне безработицы и значительно более долгом среднем времени без работы, чем обычно.

Они также считают, что дефицит государственного бюджета приводит к росту инфляции и процентных ставок, тем самым вытесняя другие расходы потребителей и фирм. Но процентные ставки находятся на предельно нижних уровнях ‑ даже ниже, чем в январе 2009 года ‑ в то время как базовая инфляция замедлилась до невидимых темпов с начала 1960-х годов. Условия последних четырех лет ‑ высокий уровень безработицы, снижение объемов производства, низкая инфляция и низкие процентные ставки ‑ это именно то, для чего разрабатывались традиционные «кейнсианские» средства.

Более сложные модели прогнозов экономистов также показывают, что финансовые стимулы произвели важный позитивный эффект, во многом по тем же самым причинам, что и подход здравого смысла. Беспартийное Бюджетное управление конгресса США (ББУ) сообщает, что в 2009 году увеличение расходов и снижение налогов дало положительный импульс развитию экономики, и в самом деле имело дополнительный эффект мультипликатора, предсказанный традиционной кейнсианской моделью. Учитывая широкий диапазон неопределенности, ББУ оценивает, что стимул добавил 1,5-3,5% к ВВП в четвертом квартале относительно того, где он был бы в противном случае. Рост ВВП в 2010 году, когда начал работать пиковый эффект стимулов, был примерно в два раза больше.

Конечно, эконометрические модели вызывают не самый большой интерес общественности. Изменения должны быть видны невооруженным глазом, чтобы произвести впечатление на избирателей. Учитывая это, можно только удивляться, почему основные графики, такие как V-образные показатели роста и занятости в 2008-2009 годах, не были использованы – и использованы повторно – чтобы собрать доказательную базу

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/