16 июня 2008 Архив
На сегодняшний день почти две трети всего населения земли живет в странах с высоким уровнем жизни или со стремительно растущей экономикой. Это намного выше, чем одна пятая тридцать лет назад. К несчастью, оставшиеся 2 миллиарда человек прозябают в странах с низким а, иногда, и снижающимся уровнем жизни. На этом фоне еще более тревожным кажется тот факт, что, согласно прогнозам, две трети от ожидаемого прироста населения на 3 млрд. к 2050 году придется как раз на бедные страны. Ответ на вопрос, как помочь бедным странам перейди в категорию стран с активным экономическим ростом, не лежит на поверхности. Этой проблеме был посвящен опубликованный недавно доклад о росте, подготовленный комиссией, в состав которой входили политики развивающихся стран под председательством Майкла Спенса, лауреата Нобелевской премии в области экономики Стэндфордского университета.
Не все позитивно восприняли данный доклад, некоторые аналитики считают, что он не несет в себе ничего ценного. Он отражает окончательный развар парадигмы развитого мира, которая лежит в основе западного подхода к бедным странам со времен окончания второй мировой войны. Так, например, профессор Истерли, в рамках собственной экспертной оценки, выдвинул новый постулат: "чем больше экономических и политических свобод, тем меньше бедности". Это так. Однако со стороны профессора весьма неосмотрительно осуждать доклад за отсутствие ценности и, в то же время, давать еще более бесполезные советы. Быть может аксиома политической свободы г-на Истерли означает провал Китая на пути к экономическому росту? Вряд ли. Быть может, его аксиома экономической свободы означает катастрофические последствия для Южной Кореи вследствие политики вмешательства государства в экономические вопросы? И на этот вопрос ответ будет отрицательным.
В отличие от советов профессора Истерли, в докладе приводятся факты, позволяющие глубже понять ситуацию. Главный акцент при этом сделан на самом феномене роста, который долгое время недооценивался. Рост - это не все. Но это фундамент для всего. Чем беднее страна, тем большую значимость для нее приобретает рост, отчасти, потому что невозможно перераспределять блага при отсутствии таковых; отчасти, потому что даже незначительное увеличение дохода существенным образов влияет на благосостояние бедняков. Однако авторы доклада идут дальше. Их исследования основаны на 13 странах, которым удалось добиться годового роста на уровне 7% за последние 25 лет. Среди них: Ботсвана, Бразилия, Китай, Гонконг, Индонезия, Южная Корея, Малайзия, Мальта, Оман, Сингапур, Тайвань. Не всем удалось закрепить успех. В частности, Бразилия и Индонезия вновь скатываются вниз. Кроме того, представленные страны существенным образом отличаются друг от друга размеров, наличием природных ресурсов и культурой.
Но при этом их объединяют пять общих признаков: они на 100% используют возможности, которые открывает перед ними мировая экономика; они поддерживают макроэкономическую стабильность; они поддерживают высокую норму сбережения; они позволяют рынкам перераспределять ресурсы; они сумели сформировать правоспособное правительство, пользующееся доверием. Эти признаки перекликаются с результатами так называемого "Вашингтонского консенсуса" (Прим. Profinance.ru: тип макроэкономической политики, которую ряд экономистов рекомендуют к применению в странах, испытывающих финансовый и экономический кризис) 1990-х, который делал акцент на макроэкономическую стабильность, торговлю и рынок. Однако доклад расставляет несколько иные приоритеты: он не продвигает идеи приватизации, свободных рынков и свободной торговли, но подчеркивает роль так называемого "государства развития".
В рецепт быстрого роста входят еще несколько ингредиентов. При этом авторы доклада не претендуют на полноту списка или обязательность всех его компонентов, отмечая, однако, что в той или иной степени все они играют позитивную роль в развитии благоприятной динамики. Сюда входят: инвестирование, по меньшей мере, 25% от валового внутреннего продукта, финансируемое в основном за счет внутренних сбережений, включая инвестиции 5-7% от ВВП в развитие инфраструктуры; расходование частным и государственным сектором 7-8% от ВВП на образование, обучение и здравоохранение. А также перевод технологичных процессов внутрь страны, который можно облегчить, используя торговые возможности и прямые иностранные инвестиции; принятие конкуренции, структурных изменений и урбанизации; конкурентные рынки труда; включение вопросов экологии на ранних стадиях развития; равенство возможностей, в частности, для женщин.
В отчете также представлено практическое толкование ряда противоречивых аспектов, таких как: роль промышленной политики и стимулирование экспорта; положительные и отрицательные стороны намеренной девальвации валютных курсов; как быстро и насколько следует открыть экономику для притоков капитала; трудности, присущие развивающемуся финансовому сектору. Через весь доклад проходит тема активного участия правительства. Она отражает целевую аудиторию данного исследования. Однако, очевидным слабым звеном является то, что авторы не упоминают о способах формирования эффективных правительств. Но, в целом, идея верна: быстрый рост возможен только в странах с устойчивой государственной структурой и эффективным правительством.
В докладе также приводится обсуждение прочих важных вопросов: например, рост в Африке, где одна треть населения живет в мелких странах, не имеющих выхода к морю, со скудными природными ресурсами, тогда как в странах с богатыми природными ресурсами процветает коррупция, и не прекращаются общественные беспорядки. В частности, особого внимания заслуживает список политик, которых следует избегать. Например, субсидирование энергетического сектора (сегодня это особенно актуально); использование государственной службы, как источника занятости последней инстанции; сокращение дефицитов при помощи снижения затрат на инфраструктуру; обеспечение прямой защиты определенных сфер экономики; использование политики ценового регулирования для сдерживания инфляции; запрет на экспорт для поддержания внутренних цен на низком уровне; недостаточное инвестирование в городскую инфраструктуру; низкий уровень зарплаты бюджетным служащим, например, учителям; слишком быстрый рост валютного курса. Таким образом, данный доклад можно рассматривать как прямое руководство к действию, направленное на стимулирование роста в развивающихся странах. Однако следует помнить о том, как часто развитие страны замирало, как только уровень жизни переходил из низшей категории в среднюю. Политики и методы должны меняться по мере развития экономики. Добиться устойчивого роста очень сложно. Необходимо помнить об этом.
Мартин Вулф
The Financial Times
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Не все позитивно восприняли данный доклад, некоторые аналитики считают, что он не несет в себе ничего ценного. Он отражает окончательный развар парадигмы развитого мира, которая лежит в основе западного подхода к бедным странам со времен окончания второй мировой войны. Так, например, профессор Истерли, в рамках собственной экспертной оценки, выдвинул новый постулат: "чем больше экономических и политических свобод, тем меньше бедности". Это так. Однако со стороны профессора весьма неосмотрительно осуждать доклад за отсутствие ценности и, в то же время, давать еще более бесполезные советы. Быть может аксиома политической свободы г-на Истерли означает провал Китая на пути к экономическому росту? Вряд ли. Быть может, его аксиома экономической свободы означает катастрофические последствия для Южной Кореи вследствие политики вмешательства государства в экономические вопросы? И на этот вопрос ответ будет отрицательным.
В отличие от советов профессора Истерли, в докладе приводятся факты, позволяющие глубже понять ситуацию. Главный акцент при этом сделан на самом феномене роста, который долгое время недооценивался. Рост - это не все. Но это фундамент для всего. Чем беднее страна, тем большую значимость для нее приобретает рост, отчасти, потому что невозможно перераспределять блага при отсутствии таковых; отчасти, потому что даже незначительное увеличение дохода существенным образов влияет на благосостояние бедняков. Однако авторы доклада идут дальше. Их исследования основаны на 13 странах, которым удалось добиться годового роста на уровне 7% за последние 25 лет. Среди них: Ботсвана, Бразилия, Китай, Гонконг, Индонезия, Южная Корея, Малайзия, Мальта, Оман, Сингапур, Тайвань. Не всем удалось закрепить успех. В частности, Бразилия и Индонезия вновь скатываются вниз. Кроме того, представленные страны существенным образом отличаются друг от друга размеров, наличием природных ресурсов и культурой.
Но при этом их объединяют пять общих признаков: они на 100% используют возможности, которые открывает перед ними мировая экономика; они поддерживают макроэкономическую стабильность; они поддерживают высокую норму сбережения; они позволяют рынкам перераспределять ресурсы; они сумели сформировать правоспособное правительство, пользующееся доверием. Эти признаки перекликаются с результатами так называемого "Вашингтонского консенсуса" (Прим. Profinance.ru: тип макроэкономической политики, которую ряд экономистов рекомендуют к применению в странах, испытывающих финансовый и экономический кризис) 1990-х, который делал акцент на макроэкономическую стабильность, торговлю и рынок. Однако доклад расставляет несколько иные приоритеты: он не продвигает идеи приватизации, свободных рынков и свободной торговли, но подчеркивает роль так называемого "государства развития".
В рецепт быстрого роста входят еще несколько ингредиентов. При этом авторы доклада не претендуют на полноту списка или обязательность всех его компонентов, отмечая, однако, что в той или иной степени все они играют позитивную роль в развитии благоприятной динамики. Сюда входят: инвестирование, по меньшей мере, 25% от валового внутреннего продукта, финансируемое в основном за счет внутренних сбережений, включая инвестиции 5-7% от ВВП в развитие инфраструктуры; расходование частным и государственным сектором 7-8% от ВВП на образование, обучение и здравоохранение. А также перевод технологичных процессов внутрь страны, который можно облегчить, используя торговые возможности и прямые иностранные инвестиции; принятие конкуренции, структурных изменений и урбанизации; конкурентные рынки труда; включение вопросов экологии на ранних стадиях развития; равенство возможностей, в частности, для женщин.
В отчете также представлено практическое толкование ряда противоречивых аспектов, таких как: роль промышленной политики и стимулирование экспорта; положительные и отрицательные стороны намеренной девальвации валютных курсов; как быстро и насколько следует открыть экономику для притоков капитала; трудности, присущие развивающемуся финансовому сектору. Через весь доклад проходит тема активного участия правительства. Она отражает целевую аудиторию данного исследования. Однако, очевидным слабым звеном является то, что авторы не упоминают о способах формирования эффективных правительств. Но, в целом, идея верна: быстрый рост возможен только в странах с устойчивой государственной структурой и эффективным правительством.
В докладе также приводится обсуждение прочих важных вопросов: например, рост в Африке, где одна треть населения живет в мелких странах, не имеющих выхода к морю, со скудными природными ресурсами, тогда как в странах с богатыми природными ресурсами процветает коррупция, и не прекращаются общественные беспорядки. В частности, особого внимания заслуживает список политик, которых следует избегать. Например, субсидирование энергетического сектора (сегодня это особенно актуально); использование государственной службы, как источника занятости последней инстанции; сокращение дефицитов при помощи снижения затрат на инфраструктуру; обеспечение прямой защиты определенных сфер экономики; использование политики ценового регулирования для сдерживания инфляции; запрет на экспорт для поддержания внутренних цен на низком уровне; недостаточное инвестирование в городскую инфраструктуру; низкий уровень зарплаты бюджетным служащим, например, учителям; слишком быстрый рост валютного курса. Таким образом, данный доклад можно рассматривать как прямое руководство к действию, направленное на стимулирование роста в развивающихся странах. Однако следует помнить о том, как часто развитие страны замирало, как только уровень жизни переходил из низшей категории в среднюю. Политики и методы должны меняться по мере развития экономики. Добиться устойчивого роста очень сложно. Необходимо помнить об этом.
Мартин Вулф
The Financial Times
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу