18 июня 2012 InoPressa
Это "что-то" включает в себя вялый рост и неотвратимую финансовую катастрофу. Экономики стран во всем мире слабеют и чахнут на глазах. Рецессия на периферии Еврозоны растет и ширится. В США уровень занятости почти не растет уже три месяца подряд, указывая на то, что бывший локомотив мировой экономики снова несется на встречу неприятностям. А крупнейшие развивающиеся рынки уперлись в каменную стену. ВВП Бразилии растет медленнее, чем в Японии. В Индии царит хаос () Даже китайская экономика быстро теряет весь свой запал. Едва закончилась предыдущая рецессия, и вот, мировая экономика снова дала сбой. Это тревожный признак стагнации в японском стиле.
Но это лишь цветочки по сравнению с последствиями развала Еврозоны, вероятность которого растет с каждым днем. Европейский Союз, крупнейшая экономическая зона в мире, может захлебнуться в водовороте банкротств, дефолтов и депрессий - финансовый обвал, вызванный банкротством Lehman Brothers в 2008 году покажется нам детской шалостью. Греция может выйти из состава Еврозоны после выборов 17 июня, в банковском секторе Испании дела идут из рук вон плохо, в Еврозоне формируются процессы дезинтеграции, а капитал бежит из периферии в центр - в этих условиях ничего хорошего ждать не приходится. () На этот раз пережить шторм будет труднее. в 2008 году центральные банки и политики работали сообща, чтобы предотвратить депрессию. Сегодня они поглощены мышиной возней политических интриг. И, хотя технократы в центральных банках могут (и должны) сделать больше, в их распоряжении почти не осталось действенных инструментов. Все растрачено, разбазарено.
Сделано в Афинах, доломано в Берлине.
Существует три сценария катастрофы, и каждый из них страшен по-своему. Теперь все в руках европейских политиков, только они могут не дать евро развалиться. Надежное решение и эффективная стратегия нейтрализации еврокризиса не гарантирует мировой экономике процветание. Но если решения не будет, экономическая трагедия нам обеспечена. Между тем, даже страшно подумать, насколько судьба мировой экономики зависит от Канцлер Германии Ангелы Меркель.
С одной стороны, вроде бы несправедливо скидывать всю ответственность на Меркель. Политики во всем мире не смогли ничего сделать - от Дели, где реформы сошли на нет, до Вашингтона, где политический паралич грозит закончиться повышением налогов и снижением расходов в конце этого года. А что в Европе? Немцы не устают твердить о том, что инвесторы не волнуются о состоянии осмотрительного и рассудительного правительства Меркель, поскольку немецкую экономику уже реформировали ее предшественники. Стране уже довелось пройти через эту болезненную процедуру десять лет назад; проблема в потере доверия к менее эффективным, отстающим по всем параметрам странам.
Но оставьте ненужное сочувствие. Начнем с того, что заслуги прошлых лет сегодня не помогут: если Еврозона рухнет, Германия погрузится в хаос вместе с остальными. Понижение рейтинга некоторых немецких банков на прошлой неделе - это лишь первые неприятности. Более того, ошибки, допущенные Грецией, Ирландией, Португалией, Италией, Испанией и другими странами-должниками, за последние несколько лет были преумножены европейскими странами-кредиторами. Зацикленность на финансовой консолидации; череда полуфабрикатных планов спасения; нежелание двигаться в направлении фискальной и банковской интеграции, без которой единой валюте не выжить: все это тоже подтолкнуло евро к краю пропасти. Но именно Германия решала, как реагировать на кризис, и какие меры принимать, поэтому большая часть ответственности лежит на Берлине.
Прямолинейность, пожалуйста
За пределами Германии аналитики и экономисты уже решили, что должна сделать Меркель, чтобы сберечь единую валюту. Среди предложенных мер отказ от консолидации и акцент на экономический рост; укрепление евро при помощи банковского союза (общеевропейская система страхования вкладов, надзор за банковской деятельностью, единый пул для рекапитализации банков-банкротов); и ограниченная форма взаимных обязательств по долгам для создания совместного безопасного актива, который даст периферийным экономикам возможность постепенно сократить свое долговое бремя. Это советуют в Вашингтоне, Пекине, Лондоне, и большинстве столиц Еврозоны. Так почему же самые умные и прозорливые политики Европы не спешат браться за дело?
Критики Меркель считают, что все дело в робости, и в этом они правы. На самом деле, Меркель так ни разу до конца не объяснила своему народу, что они стоят перед выбором: крамольная идея (спасение своих недостойных соседей) и гибельная реальность (конец евро). Многие немцы противятся взаимным обязательствам по долгам, потому что ошибочно полагают, что евро может выжить и без таких радикальных мер. И все же у Меркель есть стратегия о двух головах. Первая связана с ее верой в то, что требования сократить долги и отказ спасать всех подряд - единственный способ реализовать реформы в Европе; а вторая - аварийная. Если дела пойдут совсем плохо, Германия быстро все наладит.
Конечно, ей удалось добиться некоторых успехов в рамках первой стратегии, в частности, свергнуть Сильвио Берлуцкони в Италии и инициировать реформы в Южной Европе, которые ранее казались немыслимыми. Но за эту стратегию придется дорого заплатить. Рецессии, спровоцированные чрезмерной фискальной консолидацией, говорят о том, что она обречена на провал. Долговое бремя растет почти во всех странах Европы, а вместе с ним усиливается и политический экстремизм. Неуверенность, возникшая на почве плохо продуманных решений, негативно влияет на доверие инвесторов и приближает катастрофу для евро.
А план немцев спасти ситуацию в последнюю минуту, например, разрешив Европейскому центральному банку наводнить страну ликвидностью, слишком рискован. Если в Испании начнется полномасштабное бегство вкладчиков из банков, даже всемогущая Меркель не сможет его остановить. Если Греция выйдет из Еврозоны, то, да, немцы лишь уверятся в том, что грешники должны быть наказаны; но, как мы уже неоднократно писали, в этом случае в Греции начнется полный хаос, который перекинется и на другие страны Европы. Наступил кризис, но Меркель не смогла, или не захотела разработать план, который смог бы заставить рынки повиноваться - так, как это сделали Штаты со своей программой TARP.
Если коротко, даже если ее стратегия и принесет дивиденды, плата за нее непомерно высока. Ей нужно предложить четкую программу спасения единой валюты на ближайшем саммите ЕС, который состоится 28 июня, или раньше, если результаты выборов в Греции спровоцируют панику на рынках. Она должна быть подробной и продуманной, чтобы развеять все сомнения относительно готовности Германии спасать евро. Она должна включать в себя незамедлительные меры по усилению интеграции, в частности, создание единого фонда для рекапитализации испанских банков.
С такой программой Меркель рискует лишиться поддержки своих избирателей. Но она принесет быстрый результат, что может сгладить ситуацию на внутренней политической арене. Как только все поймут, что Германия готова к интеграции, ЕЦБ получит возможность действовать решительнее, например, скупать государственные облигации и предлагать банкам более существенную поддержку. Как только страх перед финансовой катастрофой уйдет на второй план, порочный круг разомкнется, а доверие инвесторов восстановится.
Мировой экономике, конечно, по-прежнему придется бороться с вялым ростом и проблемами в других странах. Но, по крайней мере, глобального хаоса удастся избежать. Все дело за Вами, г-жа Меркель!
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу