9 июля 2012 InoPressa
Какие-то шаги в нужном направлении сделаны, но не более того. Важнее всего соглашения, которые позволяют фондам помощи Еврозоны напрямую рекапитализировать проблемные банки, вместо того, чтобы одалживать деньги правительствам (это очень выгодно для Испании и просто сказочно для Ирландии), а также покупать государственные облигации на вторичном рынке (на руку Италии и Испании). Также было принято решение, не наделять займы, полученные из фондов помощи, приоритетностью над долговыми бумагами, которые уже находятся в обращении. Это должно успокоить кредиторов. Кроме того, лидеры европейских стран договорились о реализации мер по стимулированию роста на общую сумму 120 млрд. евро. Руководствуясь принципом "поддержка+контроль", они поручили Европейскому центральному банку разработать новую систему европейского банковского надзора - вероятно, шаг в сторону настоящего банковского союза.
Но вопросы, оставшиеся без ответов, еще важнее. К ним относится увеличение средств в рамках Европейского механизма обеспечения стабильности (сейчас они ограничены 500 млрд. евро); выпуск еврооблигаций в любой форме; схема гарантии вкладов на общеевропейском уровне, или режим нейтрализации банковского кризиса. Без этого восстановить баланс конкурентоспособности в Еврозоне очень сложно, в лучшем случае, на это уйдут долгие годы. В то же время, следует подчеркнуть, что ЕЦБ вовсе не собирается становиться покупателем последней инстанции на рынке государственных облигаций.
Таким образом, самым главным положительным элементом саммита стала попытка разбить порочную связь между банками и государством. Европа сделала попытку создать собственную разновидность американской программы покупки проблемных активов, известной как TARP. Теперь нужно забрать у национальных правительств ответственность за надзор в банковском секторе. Мощь и власть ЕЦБ вырастет многократно в результате этих действий. Но путь к полномасштабному банковскому союзу далек, а мы сделали лишь первый шаг, чтобы не оступиться и не свернуть, нам нужна фискальная поддержка, гораздо более мощная, чем то, что мы имеем сейчас. Расчетливые испанцы и итальянцы по-прежнему не считают, что евро в собственном банке так же надежен, как евро в немецком банке, в основном, из-за участившихся случаев банкротства и угрозы выхода стран из состава Еврозоны.
Между тем, пакт о росте - все еще иллюзорный и грозящий затянуться на долгие годы - всего лишь безделица, его объем не превышает 1% от общего валового внутреннего продукта Еврозоны, В решении позволить фондам помощи скупать гос. долг на рынке, еще меньше смысла, а вреда от него может оказаться больше, чем пользы.
Непогашенный долг Испании и Италии приближается к 2,8 трлн. евро, что почти в шесть раз больше, чем размер "Европейского механизма". Пол Кругман, лауреат нобелевской премии, в своих работах по валютным кризисам ясно показал, что спекулянты без зазрения совести будут играть против фонда, который слишком мал, чтобы стабилизировать рынок. Единственным надежным стабилизатором будет орган с неограниченными полномочиями. А когда речь идет о суверенных финансах внутри Еврозоны, единственный орган, способный защитить страну от бегства инвесторов с рынка гос. долга, это ЕЦБ. Но ЕЦБ не хочет брать на себя эту обязанность, а лидеры европейских стран не спешат наделять ESM полномочиями, которые смогли бы заставить ЦБ сделать такой шаг, поэтому все эти предложения - не более чем пустая болтовня. И для рынков это, судя по всему, вполне очевидно. Спрэды по облигациям упали, но не настолько, чтобы можно было вздохнуть спокойно.
Но некоторые детали делают эти соглашения потенциально более ценными и значимыми, нежели может показаться на первый взгляд: во-первых, Европа действительно двинулась в сторону более тесной интеграции; во-вторых, Франция, Италия и Испания организовали нечто вроде коалиции. Таким образом, судя по всему, с приходом к власти Франсуа Олланда, политическая динамика в Еврозоне изменилась. Кроме того, Германия не хочет противопоставлять себя остальным, при условии, что ей не придется идти на уступки по ключевым вопросам. Однако эти изменения не доказывают, и даже никак не намекают на то, что теперь Европе открыт путь к настоящему фискальному и банковскому союзу. Для них нужно гораздо больше солидарности и согласия между странами-участницами. Лично я сильно сомневаюсь, что им удастся договориться о таких союзах, и уж тем более заставить их работать. В итоге, по сути, тех маленьких шажочков, что сделала Европа в нужном направлении, не хватит, чтобы выйти из кризиса. Для этого нужно выполнить три условия: четко отделить банки от государств; финансировать слабые государства на приемлемых условиях в течение длительного периода экономических корректировок и фискальных ужесточений; и, конечно же, вернуть региону устойчивый экономический рост.
И все же, Решение разрешить ESM рекапитализировать банки, вероятно, имеет большое значение, как само по себе, так и в контексте последствий, к которым оно может привести. Оно может изменить положение дел в Ирландии. Тем не менее, экономика Еврозоны быстро разваливается, буквально на глазах. В мае число безработных достигло 11.1% - это исторический максимум. Хуже того, ЕЦБ не только отказывается проводить интервенции на рынке государственных долговых облигаций в нужных объемах, но и безнадежно опаздывает со своими монетарными решениями. Фискальная консолидация бушует в кризисных странах, а ударной волной цепляет всех остальных. Даже Германия чувствует на себе последствия спада у своих главных торговых партнеров. Вполне возможно, что Еврозона за несколько лет справится со своими проблемами, выкарабкается из этой экономической ямы. Но какой ценой!
Да, валютному союзу нужна новая конституция. Но сейчас важнее всего заставить экономики работать. Пока этого не произошло, кризис будет висеть над регионом огромным дамокловым мечом.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу