20 июля 2012 InoPressa
Может быть, погодные боги прогневались на Америку? По данным НАСА, девять из десяти самых жарких лет на планете пришлись на период после 2000 года. И так далее, от одной статистической вехи к другой, пока не доберемся до тревожных выводов: признаки глобального потепления еще никогда не были столь очевидными, а желание людей предпринимать меры еще никогда не было столь скудным. В США эти два вывода особенно бросаются в глаза. Но при этом вряд ли найдется другая страна с таким же впечатляющим списком оправданий и отговорок.
Неожиданно для всех, Президент Барак Обама в апрельском интервью журналу Rolling Stone заявил, что намерен сделать проблему климатических изменений приоритетной для своего второго срока. Если ему удастся сохранить за собой место в Белом доме, и если он действительно намерен сдержать свое шальное обещание, ему придется столкнуться с тремя сложностями - когда он его выбрали президентом, их либо не существовало, или они были не настолько серьезными. Маловероятно, что он создаст какое-то подобие углеродного режима, поскольку пожары в Колорадо и засуха в Техасе ясно дают понять, что любое бездействие нанесет вред не только Америке, но и другим странам.
Первым и наименее ожидаемым изменением с 2008 года стало превращение Штатов из нации потребителей в нацию производителей. С экономической точки зрения, расширение энергетических горизонтов для Штатов все равно, что манна небесная. Когда Обаму выбрали президентом, США импортировали почти две трети потребляемой нефти. Сейчас этот показатель опустился ниже 50% и продолжает падать. В 2008 году в сфере электричества по-прежнему безраздельно правил уголь. В прошлом месяце природный газ вытеснил его с позиции основного источника энергии в США. Открытия и новые разработки Америки настолько глобальны, что некоторые поговаривают о том, что к 2020 году Штаты превратятся в подобие Саудовской Аравии, и будут добывать по 15 млн. баррелей жидкой энергии в день (по сравнению с 11 млн. баррелей в пустынном королевстве (по данным текущего года)). В основном, это заслуга новаторов из частного сектора, для которых высокие цены на нефть прошлого десятилетия послужили стимулом для изобретения различных способов разработки подземных залежей нефти и сланцевого газа, ранее считавшихся экономически неоправданными. Но кое в чем Америке просто повезло. Не успев исчерпать свои запасы, она обнаружила новые, под землей.
Второе изменение - политическое. даже без глубокой рецессии и последующего вялого восстановления неожиданное энергетическое изобилие помогло бы изменить настроения на рынках. Но в нынешних условиях оно просто убило на корню все разговоры о климатических проблемах (за исключением короткого упоминания Обамой в интервью Rolling Stone). В 2008 году Джон МакКейн, кандидат от Республиканской партии, предложил план по сокращению углеродных выбросов. В 2012 году Ромни предпочитает вообще не говорить на эту тему.
Обе позиции отражают настроения своего времени. Равно как и сменившаяся риторика Обамы. Судьба преподнесла ему неожиданный подарок. По данным IHS Cera, занимающейся исследованиями в области энергетики, только лишь технология гидравлического разрыва принесла Штатам 600 тыс. новых рабочих мест - почти столько же госслужащих на федеральном и местном уровнях лишились работы с 2009 года. Подумайте, насколько мрачнее была бы картина рынка труда, если бы не бум в энергетическом секторе. В прошлом месяце Рекс Тиллерсон, генеральный директор ExxonMobil, признал, что глобальное потепление все-таки не миф, а реальность - гигантское событие для компании, которая яростнее других доказывала обратное. Он также добавил, что в этом отношении нам остается лишь приспосабливаться к переменам вокруг нас. Таким образом, Exxon неожиданно встал на сторону общественного мнения. По результатам опроса, проведенного Washington Post/Stanford University, большинство американцев верят в глобальное потепление. В то же время, они против принятия обязательных мер у себя дома, или помощи другим странам в замедлении этих процессов.
Учитывая общественные настроения, вводить налог на углеродные выбросы - значит, совершить политическое самоубийство. И маловероятно, что к ноябрю они радикально изменятся. Отчасти, поражение Демократов в промежуточных выборах 2010 года в нижнюю палату объясняют принятием противоречивого законопроекта Ваксмана-Маркей об абсолютном ограничении и торговли выбросами, который благополучно умер в Сенате того же года. Навряд ли Обама захочет повторения такой же катастрофы на промежуточных выборах 2014 года.
И, наконец, последним изменением станет логическое. Сама того не желая, с 2007 года Америка сократила свои выбросы более чем на 7%. В Европе этот показатель снизился почти на 10%. В основном, из-за снижения экономической активности. Однако, по данным нового исследования IHS Cera, более половины этого сокращения связано с переходом на газ. Штаты переживают подобие британского «газового помешательства», наступившего после забастовки шахтеров в середине 1980-х; это помогает сократить объем углеродных выбросов. Но на мировом уровне они продолжают расти.
Американцы знают об этом, и понимают, что мировая экономика в ближайшие двадцать лет вырастет почти в два раза, что приведет к резкому росту выбросов (примерно на 50% к 2030 году). Даже если Обама возьмет с потолка некий предел углеродных выбросов (будучи избранным на второй срок, естественно), на мировом уровне его будут определять такие страны, как Китай и Индия. Между тем, те 5 млн. «зеленых» рабочих мест, некогда обещанных Обамой, благополучно забыты. Теперь новые места для американцев создаются на буровых в Северной Дакоте, Нью Мехико и Огайо. Ноябрь уже не за горами, и Обама, судя по всему, подбирает из них декорации для своей предвыборной кампании.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу