Немецкие банки отстали. От своих европейских коллег
В 2007 году 15 крупнейших банков Германии надеются на продолжение прошлогоднего успеха. Тем не менее, несмотря на улучшение конъюнктуры, немецкие банки пока что отстают от иностранных конкурентов.
«Наши банки успешно начали 2007 год», — так оценил итоги первого квартала президент Федерального ведомства по финансовому надзору Йохен Санио. Однако на международном уровне результаты немецких финансовых институтов (за исключением Deutsche Bank) постоянно ухудшаются. «Отставание от иностранцев уже почти невозможно уменьшить», — считает банковский эксперт, профессор Вольфганг Герке.
Это отставание могло бы стать еще больше, поскольку слияния в европейском банковском секторе происходят без участия немецких банков. «На международной сцене немецкие банки будут и дальше играть лишь пассивную роль», — выражает опасения г-н Санио. Как считает банковский эксперт из консалтинговой компании Deloitte & Touche Эдгар Кляйн, из немецких институтов наибольшего успеха достиг Deutsche Bank, на деятельности которого позитивно отражается развитие конъюнктуры.
Крупнейший немецкий банк сложно упрекнуть в нерентабельности — его доход с капитала после налогообложения составляет 20%. Впрочем, по сравнению с другими европейскими финансовыми институтами Deutsche Bank пока что проигрывает. У восьми из 20 крупнейших европейских банков этот показатель превышает 25%.
Как считают эксперты Федерального союза немецких банков (BdB), «слабость» местных финансовых институтов вполне объяснима: типично немецкая система из кооперативных банков, частных банков и сберегательных касс препятствует слияниям. По мнению президента BdB и председателя правления Commerzbank Клауса Петера Мюллера, это является основной причиной незначительной по сравнению с иностранными банками рыночной капитализации немецких финансовых институтов.
Профессор Герке, однако, полагает, что виновными в положении немецких банков являются «ошибочные стратегии частных банков в послед-нее десятилетие». ING-DiBa и Citigroup смогли доказать, что и в Германии возможно достичь высоких результатов. Г-н Кляйн не оспаривает эту точку зрения, но отмечает, что в Европе нет ни одной страны, где частные банки смогли бы быть лидерами рынка во всех сегментах.
Г-н Герке критикует немецкие банки за то, что они упустили шанс принять участие в консолидации и объединиться друг с другом. Так, HypoVereinsbank был приобретен иностранцами — итальянским UniCredit. Тем не менее слияние, например, Deutsche Bank и Commerzbank эксперт с трудом себе представляет, поскольку оно привело бы к сокращению тысяч рабочих мест.
Кандидатом на продажу регулярно называют Postbank. Но даже если Deutsche Post откажется от мажоритарного пакета, то покупка прибыльного Postbank не защитит ни один немецкий банк от возможного поглощения. К тому же, полагает г-н Герке, биржевая капитализация этого банка, составляющая около 10 млрд евро, слишком мала.
Если частные банки враждуют с политиками из-за того, что те не желают реформировать банковскую систему в Германии, то коммерческие банки и сберегательные кассы сами виноваты в том, что не стремятся к консолидации. Банки федеральных земель также пока что не намерены объединяться. Призыв Хайнриха Хаазиса, президента Объединения союзов сберегательных касс, сократить число самостоятельных банков земель остался не услышанным.
Эксперт из Deloitte & Touche скептически относится к идее объединения банков земель. Он считает, что пока неясна стратегия такой консолидации и выгода от нее. «Пока нет четкой концепции или необходимости спасать конкретный финансовый институт, речь не может идти о консолидации», — уверен г-н Кляйн.
(Перевод Татьяны Глазковой)