19 сентября 2012 InoPressa
Таким образом, не только хорошие и неожиданно хорошие экономические новости поддерживали у инвесторов оптимизм, но и плохие вести тоже воспринимались с энтузиазмом, потому что они повышали вероятность того, что главы Центробанков, в частности председатель ФРС Бен Бернанке и председатель Европейского центрального банка Марио Драги начнут сбрасывать на рынки мешки с наличностью. Но вот незадача, рынки, растущие на любых новостях крайне нестабильны. Нет никаких сомнений в том, что настроение инвесторов вновь испортится, если экономическая статистика продолжит ухудшаться, а эффективность политических мер пойдет на спад. В Еврозоне, эйфория, спровоцирована готовностью ЕЦБ предоставить кризисным странам поддержку и, при необходимости, скупать гос. облигации в неограниченных количествах. Но данная мера ничего радикально не меняет: это лишь очередная попытка выиграть время для политиков, которым нужно предпринять жесткие меры, способные вывести регион из кризиса. Перед ними стоит действительно сложная задача: Еврозона еще глубже погружается в рецессию, а страны продолжают разворачивать меры фискальной консолидации в условиях практически парализованного кредитования. Банки Еврозоны и рынки государственного долга переживают процесс дезинтеграции, в этих условиях очень сложно создать банковский союз, фискальный союз и любой другой союз, следуя при этом макроэкономической политике, направленным на восстановление роста, внешнего баланса и конкурентоспособности.
Но даже та поддержка, которую предложил ЕЦБ, весьма сомнительна. Бундесбанк и ряд других Центробанков с жесткой антиинфляционной позицией, обеспокоенные новым открытым мандатом Европейского ЦБ, сумели настоять на суровых условиях для стран, желающих воспользоваться программой покупки гос. облигаций. Таким образом, они могут перекрыть поток денежных средств в любой момент, если страна перестанет удовлетворять строгим критериям. Более того, Греция может покинуть Еврозону в 2013 году, прежде чем Испания и Италия получат необходимую защиту и поддержку; Испания, как и Греция, стремительно скатывается в депрессию и, скорее всего, ей понадобится полномасштабная помощь со стороны Тройки (ЕЦБ, Европейская Комиссия и Международный валютный фонд). Между тем, усталость от фискальной консолидации на периферии сопровождается растущей усталостью от бесконечных денежных вливаний в центре. С политической точки зрения, Германия уже больше не может голосовать за выделение новых средств для спасения южных соседей, не удивительно, что она передала эти полномочия Европейскому центральному банку, единственному институту, способному обойти парламенты, выбранные демократическим путем. Но опять-таки, ликвидность без реформ, направленных на восстановление роста, лишь отсрочит, но не отменит развал валютного союза, который потянет за собой торговый и экономический союз и, что, в конечном счете, уничтожит весь единый рынок.
В США последние экономические данные, включая слабый отчет по рынку труда, подтверждают общее состояние анабиоза; объем промышленного производства во втором полугодии 2012 года, скорее всего, не превысит 1.6%, зафиксированные в период с января по июнь. Учитывая политическую поляризацию Америки, можно предположить, что нас ждут новые битвы за бюджет и лимит государственного долга, еще одно понижение рейтинга и отсутствие плана по фискальной консолидации и сокращению дефицита до устойчивых уровней в среднесрочной перспективе - и перевыборы Барака Обамы в ноябре уже не при чем. Политики пойдут по пути наименьшего сопротивления: будут избегать неудобных фискальных и экономических решений до тех пор, пока не проснутся «санитары рынка облигаций», и не вырастут долгосрочные ставки, что выльется в принудительные фискальные корректировки. В Китае все указывает на предстоящую жесткую посадку, поскольку инвестиционный пузырь в стране уже начал сдуваться, а объемы экспорта резко сокращаются. Правительство то и дело откладывает реформы, необходимые для снижения сбережений и увеличения частного потребления. Китаю, как и Европе с США, в 2012 году удастся избежать самого худшего, только при помощи монетарных, фискальных и кредитных стимулов.
Но в 2013 году жесткой посадки, скорее всего, избежать не удастся, поскольку эффективность стимулов начнет падать, вырастет число безнадежных долгов, ускорится сокращение инвестиций, остро встанут проблемы рефинансирования долгов провинциальных правительств, а их специальные инструменты заимствований больше нельзя будет погасить. Новый лидер в Китае, скорее всего, будет осторожничать, стремиться закрепить свой авторитет и власть, поэтому реформы будут идти очень медленно, усиливая социальную и политическую напряженность. В то же время, в России, Бразилии, Индии и других развивающихся странах разыгрывается похожий спектакль. Многим из них еще так и не удалось скорректироваться с учетом новых обстоятельств, поскольку слабость в развитых экономиках снижает потенциал экспортно-ориентированного роста; они откладывают структурные реформы, необходимые для того, чтобы стимулировать развитие частного сектора и рост производительности; предпочитают эксплуатировать модель государственного капитализма, которая не замедлит повернуться своей оборотной стороной. Таким образом, замедление темпов роста на развивающихся рынках не просто связано с фазой цикла на фоне слабого роста и откровенной рецессии в развитых странах; оно носит структурный характер.
Аналогичные вибрации ощущаются и на геополитическом уровне. Основные мировые державы все еще пытаются вести переговоры и вводить санкции против Ирана, требуя от него оставить попытки создания ядерного оружия. Но Иран тянет время и надеется дожить до «зоны неприкосновенности». К 2013 году Израиль, считающий иранскую ядерную программу реальной угрозой и США, отказавшиеся от политики сдерживания в отношении Ирана, могут нанести удар, что приведет к войне и серьезному росту цен на энергоносители. Корень проблемы - неэффективные правительства и слабые лидеры. В демократических странах частые выборы ведут к недальновидным политическим решениям. В автократичных государствах, например, в Китае и России, главы государства не спешат с радикальными реформами, которые ослабят власть разных лоббирующих групп, провоцируя тем самым социальную нестабильность, недовольство коррупцией и протесты. Итак, все ограничиваются поверхностным решением проблемы, которая стремительно разрастается и заводит нас в тупик. Политикам нужно разорвать этот порочный круг, продемонстрировать лидерские качества и способность постепенно остановить и демонтировать его
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу