17 октября 2012 InoPressa
Некоторые считают, что деньги завязаны на государственности. Другие утверждают, что происхождение денег носит исключительно частный характер, то есть, они были бы даже если государства никогда не возникли. Это долгий спор, однако, он поможет нам пролить свет на некоторые наиболее актуальные монетарные вопросы современности. Деньги выполняют три основные функции. Во-первых, это средство обмена, их можно легко обменять на товары и услуги. Во-вторых, это способ сохранения ценности, которую можно отложить и использовать в будущем для обмена на товары и услуги. В-третьих, это единица учета, удобный измерительный инструмент. Со всеми этими задачами могут справиться не только деньги. Чай, соль, скот – все это использовалось в качестве денег в свое время. В современных английских тюрьмах, например, сокамерники, например, в ходу капсулы с гелем для душа или католические четки.
Первые деньги появились более двух тысячелетий назад. Для изготовления монет в Лидии (современная Западная Туркция) использовался электрум, сплав золота и серебра, еще в 650 году до нашей эры. Первые денежные деньги появились в Китае примерно в 1000 году нашей эры. Ацтеки использовали какао бобы в качестве валюты вплоть до 12 века. Почему люди выбрали именно их, до сих пор остается загадкой. Карл Менджер, австрийский экономист, положил начало одной из теорий еще в 1892 году. В его интерпретации, монетизация экономики начинается в тот момент, когда сельское хозяйство перестает быть натуральным, то есть возникает специализация. Она несет с собой рост производительности и потребность в обмене с другими хозяйствами. Проблема в том, что система натурального обмена слишком примитивна и несовершенна: фактически, вам нужно бродить по окрестностям и искать человека, у которого есть то, что вам нужно, а ему при этом нужно то, что есть у вас.
Деньги появились для того, чтобы снизить стоимость натурального обмена, при этом что-то справлялось с этой задачей лучше, а что-то хуже. Товар, используемый в качестве денег, не должен терять ценность при покупке или продаже. Поэтому одежда – не лучший вариант денежных средств, поскольку новая одежда ценится совсем не так, как ношенная. Нет, нужно что-то легкое, не скоропортящееся (фрукты и овощи исключаются), что-то, что легко можно поделить на части, при необходимости. Менджер называет это свойство «продаваемостью». Специи и ракушки всегда хорошо продаются, то есть у них высокая степень продаваемости, что объясняет их использование в качестве денег. Государство тут совершенно не при чем. Их появление обусловлено реакцией рынка на высокие затраты, связанные с натуральным обменом; таким образом, в качестве денег использовалось то, что позволяло свести к минимуму затраты на сделку. Теория Менджера хорошо объясняет, откуда берутся неофициальные деньги, например, среди заключенных. И все же, по мнению Чарльза Гудхарта из Лондонской школы экономики, она не дружит с фактами становления большинства монетарных экономик. Возьмем, к примеру, широкое использование драгоценных металов в качестве денежных средств. Менджерианец скажет, что это объясняется долговечностью, делимостью и мобильностью драгметаллов: эти качества делают их идеальным средством обмена. Но оценить стоимость необработанного металла невероятно сложно, считает Гудхарт. Поэтому стоимость их использования для торговли очень высока. Гораздо проще оценить мешок соли или корову, чем кусок металла. Необработанные металлы не проходят тест Менджера на «продаваемость».
Зато это объясняет, почему металлические деньги использовались в виде монет, а не кусками, при этом в каждой монете содержалось строго определенное количество металла. История говорит нам о том, что чеканка возникла не как попытка частного сектора снизить затраты на торговлю, а как деятельность государства. Именно вмешательство правительства, а не частного сектора привело к тому, что кусочки металла стали использоваться в качестве денег. Иными словами, нужна другая теория, в которой государству отводится более значительная роль в создании денег. Фискальное крыло правительства было в высшей степени заинтересовано в том, чтобы отказаться от экономики натурального обмена. Если есть деньги, можно измерить доходы и расходы. И обложить их налогами. Кроме того, государственная казна пополняется деньгами за счет продажи права чеканки монет, разницы в ценности монет и затрат на их производство. Таким образом, государство вводит налоги, которые можно уплатить только деньгами, и создает спрос на деньги, а значит, им везде будут рады, и везде примут в качестве платежного средства за товары и услуги. Государство, таким образом, уводит экономику от натурального обмена, преследуя свои фискальные цели. Гудхарт опирался на монетарную историю, тестируя эти две теории. Он изучал падение Рима и период в десятом веке, когда японское правительство перестало чеканить монеты. Если бы у денег были исключительно частные корни, эти события не привели бы к таким ощутимым монетарным последствиям. Однако после падения Рима торговцы вернулись к натуральному обмену; в Японии вместо монет начали использовать рис. Между фискальной мощью и деньгами существует четкая взаимосвязь.
В борьбе за жизнь
Итак, «неофициальные» деньги могут с легкостью возникать в частной среде. Но при этом они могут использоваться в глобальных масштабах. Так, ни одно правительство не наделяло доллар статусом мировой резервной валюты. Его популярность за пределами Штатов обусловлена тем, что его считают наиболее оптимальным платежным средством в международных сделках. Как только другая валюта покажется компаниям и правительствам привлекательнее в этом плане, они тут же перейдут на нее. К счастью для доллара, китайский юань еще не так широко распространен, и, кроме того, подвержен инфляции, что снижает его привлекательность. И все же смена мировой резервной валюты может произойти быстрее, чем мы думаем. У евро – еще одного конкурента доллара – сейчас масса серьезных проблем. Он создан не в частных кругах. Но и чистой воды государственной валютой его не назовешь, так как у него нет правительства, которое могло бы его поддержать. Это значит, ему не хватает силы, ни на частных рынках, ни среди государств. Гудхарт опубликовал свое исследование за год до введения евро в обращение. Он подчеркнул «беспрецедентный раскол между основными монетарными и фискальными властями». По его словам, этот раскол может привести к непредвиденным побочным эффектам.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу