Еврокризис: кто же стрелочник? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Еврокризис: кто же стрелочник?

«Вот, что нужно делать, если хотите, чтобы люди ставили вам конные статуи». Несомненно, Валери Жискар д'Эстен поступал неординарно, требуя, чтобы его коллеги принимали смелые решения, определяющие судьбу Европы. Но замечание экс-президента Франции отражает глубокое понимание того образа мысли, который привел к текущему еврохаосу. ЕС теперь вынужден иметь дело с последствиями гордыни «великих европейцев» предыдущего поколения
17 октября 2012 Financial Times

Люди, ответственные за создание евро, такие как экс-канцлер Германии Гельмут Коль и экс-председатель Еврокомиссии Жак Делор, разделяли интерес Жискара д'Эстена к историческим трудам. Но их надежды на то, что они оставят в наследство объединенную Европу с фундаментом в виде единой валюты, развеялись как дым. В самый разгар экономического и политического кризиса критика государственных деятелей прошлого может показаться бессмысленным занятием, а то и просто проявлением мстительности. Однако ответ на вопрос «Кто виноват?» важен для разрешения проблемы кризиса евро. Той стране или группе стран, которая примет на себя ответственность за текущий кризис, придется смириться с потерей репутации и определенными изменениями в мировоззрении. Строго говоря, существуют три группы, которые соревнуются за право называться главными злодеями в разворачивающейся драме: немцы, южноевропейцы и «англосаксы».

В Южной Европе царят антинемецкие настроения. Недавним ярким примером можно считать Италию: в заголовке, появившемся на первой полосе газеты Il giornale, современную Германию окрестили «Четвертым Рейхом». Однако резкая критика в адрес ФРГ раздается не только со стороны Южной Европы. В июне Анатоль Калецки, весьма уважаемый британский эксперт по экономике, написал колонку, в которой утверждалось: «Не следует удивляться, что Германия стала представлять самую серьезную угрозу для Европы. В конце концов, в ХХ в. подобное происходило дважды». Суть проблемы антинемецких настроений заключается в том, что наиболее сильная в экономическом отношении европейская страна отказалась от взаимных обязательств, которые подразумевает принятие единой валюты. Говорят, что система евро играет на руку Германии. Однако вместо того, чтобы восстановить баланс Еврозоны путем разделения долга и повышения внутреннего спроса, Германия получает прибыль, одновременно навязывая режим строгой экономии остальной Европе.

Неудивительно, что у подобной точки зрения почти нет сторонников в Германии или других североевропейских странах-кредиторах, например в Финляндии или Нидерландах. Жители северных стран уверены, что они «выполнили свое домашнее задание», протолкнув болезненные реформы. Они также вложили в фонды финансовой помощи сотни миллиардов евро. Главной темой в Северной Европе стало то, что в кризисе виноваты расточительные и коррумпированные южные страны, которые живут беззаботно за счет тяжкого труда северных соседей. Гирт Вилдерс, лидер голландской Партии свободы, обвинил премьер-министра своей страны в том, что тот «раболепствует перед итальянскими и испанскими мафиози». Большинство политиков Северной Европы предпочли бы воздержаться от резких комментариев такого рода. В то же время озлобленность и недоверие к южноевропейским странам широко распространены.

Британские и американские комментаторы тешатся тем, что они будто бы весьма далеки от подобных упреков. Но это не так. Основной вектор мысли в Европе связан с тем, что истинный виновник кризиса – финансовый капитализм, который практикуется в Великобритании и США. Хосе Мануэл Баррозу, председатель Еврокомиссии, раздраженно заметил на саммите Б20, что «кризис возник не в Европе ... Кризис начался в Северной Америке, и большая часть нашего финансового сектора стала использовать всевозможные порочные практики». Большинство европейских комментаторов уже осознали, какую роль Goldman Sachs сыграл в том, что Греция научилась манипулировать показателями долга в докризисные годы. Такого рода аргументы быстро перерастают в теорию заговора. Среди руководства ЕС есть люди, которые, кажется, искренне верят в то, что газета Financial Times – часть англосаксонского заговора по уничтожению единой валюты (знайте, это неправда, если вас в самом деле интересует этот вопрос). Для большинства проевропейских деятелей было бы весьма привлекательно похоронить разногласия между членами Еврозоны, найдя козла отпущения где-нибудь еще, например, в лице англосаксонских финансовых рынков.

Вся эта риторика вызывает не только академический интерес. Влияя на обострение споров, она также задает дальнейшее течение кризиса. Аргумент, согласно которому во всем виноват капитализм англосаксонского типа, привел Европу на путь более жесткого финансового регулирования и к некоторому кризису в отношениях между Еврозоной и Великобританией. Если так будет продолжаться и дальше, критика англосаксонского мира может закончиться тем, что Великобританию подтолкнут к выходу из ЕС. Напротив, если все страны Южной Европы согласятся с тем, что Германия – истинный виновник разворачивающейся драмы, они могут предпринять попытку добиться изоляции Германии внутри ЕС. И если немцы будут продолжать верить, что махинации Южной Европы являются корнем всех бед, они все активнее будут настаивать на режиме строгой экономии. Итак, можно предложить следующий компромиссный вариант: вместо того, чтобы нападать друг на друга, европейским странам следует винить «великих европейцев» прошлого. Во всех остальных смыслах такие люди, как Гельмут Коль и Жак Делор, были действительно «великими». Благодаря Гельмуту Колю объединилась Германия. Жак Делор создал единый европейский рынок. Но когда дело дошло до евро, они продолжали идти вслед за своей великой мечтой, не прислушиваясь к возражениям тех, кто сомневался, может ли единая валюта работать в условиях настолько различных экономик. Современная Европа столкнулась с последствиями собственной гордыни.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter