12 ноября 2012 InoPressa Минксин Пей
В связи с этим встает вопрос, почему по рукам будущих правителей Китая ходит классический труд на тему социальной революции во Франции? Ответ лежит на поверхности. Совершенно очевидно, что эти лидеры инстинктивно чувствуют, или понимают умом, что надвигающийся мрачной тучей кризис может уничтожить ССР, также как Французская революция положила конец правлению династии Бурбонов. Тревога и страх уже витают в воздухе. Отток капитала из Китая достиг рекордных высот. Опросы, проведенные среди китайских долларовых миллионеров показали, что половина из них хочет эмигрировать. Призывы к демократии звучат все громче, а будущий лидер Китая Си Цзиньпин, по слухам, встречается с сыном Ху Яобана, политического реформатора и знаковой фигуры для китайских либералов. Конечно, не стоит предавать этому визиту слишком большого значения, достаточно сделать вывод о том, что новый лидер страны понимает, как неспокойно в его королевстве.
Мысль о том, что в ближайшие годы Китай охвачен политическим кризисом, многим может показаться абсурдной - в частности, западным бизнесменам и политикам, которые принимали мощь и стабильность ССР как должное. Для них власть Партии кажется нерушимой, а хватка - мертвой. Но некоторые появившиеся процессы - пока их не замечают, или не связывают между собой - сильно изменили баланс сил между ССР и китайским обществом: партия теряет доверие и контроль, а общество набирает силу и уверенность в себе. Один из таких процессов - появление независимых от политики людей, пользующихся уважением и авторитетом: успешных бизнесменов, уважаемых ученых и журналистов, известных писателей и влиятельных блоггеров. Напомним, что после трагедии на площади Тяньаньмэнь в 1989 году Компартия стремилась вовлечь всю социальную элиту в свои ряды. Но такие люди как Ху Шули (основатель двух влиятельных деловых журналов), Пан Шийюн (открыто высказывающий свое мнение застройщик жилой недвижимости), Ю Цианронг (социолог и представитель интеллигенции), Ву Цзиньлиан (ведущий экономист), и блоггеры Хан Хан и Ли Ченпен добились успеха сами, сохранив свою целостность и независимость. Пользуясь преимуществами Интернета и вейбо (китайский аналог твиттера), они превратились в олицетворение социальной справедливости. Их смелость и социальный статус, в свою очередь, помог им снискать поддержку среди населения (их читатели в вейбо исчисляются десятками миллионов). Их мнение часто определяет условия социально-политических дискуссий, и вынуждает Партию обороняться.
Партию эта динамика сильно тревожит. Еще бы, она проигрывает вершины китайской политики независимым представителям социума, не поддающимся давлению и контролю. Канули в лету те времена, когда у Партии был исключительный моральный авторитет в обществе, но теперь она рискует потерять и политическую власть. Простые китайцы тоже теряют веру в Партию, что еще сильнее толкает ее к краю пропасти. Скажем прямо, секретность, туманность и склонность ко лжи никогда не способствовали укреплению доверия к партии. Но за последние десять лет серия скандалов и кризисов - включая скандал в области государственной безопасности, качества продуктов питания и лекарственных средств и загрязнения окружающей среды - начисто уничтожили даже ту малость доверия, которую еще была. Одним из самых нашумевших скандалов стало дело о продажах испорченного детского питания. Власти пытались замять инцидент (он произошел прямо перед Олимпиадой), но он привел не только к гибели младенцев, но и к усилению негативного отношения китайцев к власти. Что касается окружающей среды, то тут факты говорят сами за себя: жители Пекина больше верят данным о состоянии воздуха, которые публикует Американское посольство, а не родное правительство.
Режиму, утратившему доверие, очень сложно удерживать свою власть; в конечном счете, эта задача окажется непосильной, потому что правительству все чаще и чаще придется прибегать к репрессиям, которые, в свою очередь, становятся все менее и менее эффективными для Партии, из-за появления третьего революционного признака: резкое увеличение возможности коллективных действий. Автократические режимы сохраняют власть до тех пор, пока им удается поддерживать раскол среди населения и пресекать организованную деятельность оппозиции. Несмотря на то, что у ССР сейчас нет официальной оппозиции, ей приходится иметь дело с организованными акциями протеста практически каждый день. По данным китайских социологов, каждый день в стране вспыхивает около 500 мятежей, акций протеста и забастовок. Это почти в четыре раза больше, чем десять лет назад. Теперь, когда почти у каждого есть телефон и компьютер с выходом в Интернет, организовать поддержку и найти союзников стало много проще.
Более того, китайцы чувствуют, что правительство боится своего народа и идет на уступки, столкнувшись лицом к лицу с озлобленными демонстрантами - отсюда такое демонстративное неповиновение. Так, в прошлом году было два очень крупных скандала - земельный спор в Вукане, провинция Гуандун, и протесты защитников окружающей среды в Даляне, Сифанге и Квидонге - правительство уступило в обоих случаях. Если позиции правительства уже не так прочны, то новым лидерам нужно серьезно опасаться за будущее Партии. В стране уже полным ходом идет тихая политическая революция, теперь вопрос в том, удастся ли им остановить ее, или они, как и французская монархия, будут пытаться спасти режим, обреченный на смерть.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу