19 ноября 2012 Bloomberg
Я использую термин «1937 год» для обозначения обрушения рынка, произошедшего после переизбрания другого Президента – демократа Франклина Д. Рузвельта в 1936 году.
Следует отметить, что обрушение произошло не сразу после выборов, а почти через год после выборов. Так, объемы промышленного производства сократились на 34,5%, а промышленный индекс Dow Jones обрушился с почти 200 в начале 1937 года до менее, чем 100 в марте 1938 года.
Сегодня сложно представить падение фондовых индексов на 50% или рост безработицы выше 15%, как это было «во времена депрессии во время Депрессии». Тем не менее, аналогии вполне очевидны и прослеживаемы, более того, они все связаны с ростом затрат правительства и могут быть разделены на небольшое количество категорий.
Рекордное оживление в ходе предвыборной гонки. В старые добрые времена, расходы федерального правительства составляли примерно 19% - 19,5% от ВВП. Это соотношение было настолько стабильным, что большинство экономистов стало считать его нормой, отклонения от которой неестественны и временны. Но, если бы правило 19% оставалось в силе, то федеральные расход должны были сократиться после завершения кризиса 2008 года.
Тем не менее, этого не произошло. Правительство продолжило расходовать. Более того, даже в 2012 году, когда кризис давно миновал, правительство разошлось, увеличив расходы до 24,3% от ВВП (в 2011 году аналогичный показатель составил 24,1%).
Правило было нарушено и в 1936 году. До 1936 году расходы федерального правительства были существенно ниже аналогичных показателей для правительств отдельных штатов и муниципалитетов, за исключением периода войны. Однако, Рузвельт быстро наверстал упущенное, и в 1936 году расходы Вашингтона превысили аналогичные показатели штатов и муниципалитетов. Эта перемена была поразительна для страны, основанной на принципе федерализма и сильных штатов.
Холодныйдуш. После выборов, переизбранный Президент Барак Обама дал ясно понять всем, что решение проблем бюджетирования представляет для него приоритетную задачу: «Я готов и хочу принять на себя обязательства по обеспечению формирования мер экономии бюджетных расходов для стабилизации и последующего снижения уровня дефицита, снижения уровня госдолга. Я верю в то, что это нам по плечу».
Следует отметить, что Рузвельт вступил во второй срок с заявлений, также посвященных снижению бюджетных расходов. Так, как писала Энн О'Хэйр Маккормик (Anne O'Hare McCormick) в 1937 году: «Президент ведет себя как рачительный домовладелец, который постоянно проверяет и пытается свести счета, огорчаясь из-за того, что Конгресс не может прекратить тратить».
Угроза статус-кво. В ходе первой пресс-конференции после переизбрания, прошедшей 14 ноября, Обама попытался объяснить своим языком, что повышение налогов коснется только богатых: «Я не хотел бы оказаться в ситуации, когда богатые платят столько же сколько и остальные или меньше, чем должны».
Рузвельт тоже яростно отстаивал свою позицию, заявив: «хотелось бы подчеркнуть, что если в первый президентский срок я был достойным противником сил эгоизма и жажды власти, то во второй я смогу их искоренить».
Когда Рузвельт начал реализацию своего плана, повысив налоги и собрав самый прогрессивный Верховный суд, рынок вздрогнул.
Отказ от законов принятых на первом сроке правления. Обама подписал закон о медицинском обслуживании в 2010 году, отложив срок вступления его в силу до 2013 года. Теперь, с приближением срока вступления закона в силу рынки и инвесторы начали сомневаться в собственных способностях соответствовать установленным требованиям. Тем временем, на плечах у Рузвельта лежало несколько аналогичных по масштабу нововведения: «Закон о социальном обеспечении», «Акт Вагнера», закон «О Федеральном резерве» и закон «О банковской деятельности», принятых перед выборами. Законы о Федеральном резерве и о Банковской деятельности позволили сформировать новые инструменты регулирования банковской деятельности.
Во всех случаях закон не вступил в силу до выборов. Только в 1937 году Америка столкнулась с обязательными выплатами на социальное обеспечение, создававшими отток средств из экономики. Только в 1937 году Джон Л. Льюис (John L. Lewis), профсоюзный лидер, провел самую масштабную забастовку, добившись самого существенного повышения заработной плат, вынуждая компании платить рабочим больше, чем они могли себе позволить. В 1936 и 1937 года ФРС удвоил уровень обязательного резервирования для банков. Последствия законов стала снижение объема наличных средств, рост неопределенности и снижение уверенности в деловой среде.
Остается один вопрос: почему, заявления Обамы и Рузвельта ввести сокращения после выборов не смогли убедить тех, кто пытается противостоять увеличению доли затрат национального правительства.
Недоверчивые рынки
Ответ заключает в том, что рынки, видящие гигантский прогресс вперед, сменившийся отступлением, не верят в то, что отступление будет постоянным. Гиганты остаются гигантами. Экспансионисты, как правило, заканчивают расширением затрат правительства, что собственно, и сделал Рузвельт во время Второй Мировой Войны. Мандат значит больше, чем вся болтовня об экономии.
Главный аналитик Chase National Bank в 1930-х Бенджамин Андерсон (Benjamin Anderson) попытался описать проблему увеличения правительственных расходов в книге, которую хотел назвать «Когда правительство примеряет роль бога», однако его издатели заставили поменять название, утверждая, что оно оскорбительно. Андерсон согласился, сменив на нейтральное «Экономика и общественное благосостояние» («Economics and the Public Welfare»). Тем не менее, слова Андерсона звучат и сейчас: Правительство, примеряющее роль бога или вселенской власти, может перевернуть рынки и экономику в любом столетии.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Следует отметить, что обрушение произошло не сразу после выборов, а почти через год после выборов. Так, объемы промышленного производства сократились на 34,5%, а промышленный индекс Dow Jones обрушился с почти 200 в начале 1937 года до менее, чем 100 в марте 1938 года.
Сегодня сложно представить падение фондовых индексов на 50% или рост безработицы выше 15%, как это было «во времена депрессии во время Депрессии». Тем не менее, аналогии вполне очевидны и прослеживаемы, более того, они все связаны с ростом затрат правительства и могут быть разделены на небольшое количество категорий.
Рекордное оживление в ходе предвыборной гонки. В старые добрые времена, расходы федерального правительства составляли примерно 19% - 19,5% от ВВП. Это соотношение было настолько стабильным, что большинство экономистов стало считать его нормой, отклонения от которой неестественны и временны. Но, если бы правило 19% оставалось в силе, то федеральные расход должны были сократиться после завершения кризиса 2008 года.
Тем не менее, этого не произошло. Правительство продолжило расходовать. Более того, даже в 2012 году, когда кризис давно миновал, правительство разошлось, увеличив расходы до 24,3% от ВВП (в 2011 году аналогичный показатель составил 24,1%).
Правило было нарушено и в 1936 году. До 1936 году расходы федерального правительства были существенно ниже аналогичных показателей для правительств отдельных штатов и муниципалитетов, за исключением периода войны. Однако, Рузвельт быстро наверстал упущенное, и в 1936 году расходы Вашингтона превысили аналогичные показатели штатов и муниципалитетов. Эта перемена была поразительна для страны, основанной на принципе федерализма и сильных штатов.
Холодныйдуш. После выборов, переизбранный Президент Барак Обама дал ясно понять всем, что решение проблем бюджетирования представляет для него приоритетную задачу: «Я готов и хочу принять на себя обязательства по обеспечению формирования мер экономии бюджетных расходов для стабилизации и последующего снижения уровня дефицита, снижения уровня госдолга. Я верю в то, что это нам по плечу».
Следует отметить, что Рузвельт вступил во второй срок с заявлений, также посвященных снижению бюджетных расходов. Так, как писала Энн О'Хэйр Маккормик (Anne O'Hare McCormick) в 1937 году: «Президент ведет себя как рачительный домовладелец, который постоянно проверяет и пытается свести счета, огорчаясь из-за того, что Конгресс не может прекратить тратить».
Угроза статус-кво. В ходе первой пресс-конференции после переизбрания, прошедшей 14 ноября, Обама попытался объяснить своим языком, что повышение налогов коснется только богатых: «Я не хотел бы оказаться в ситуации, когда богатые платят столько же сколько и остальные или меньше, чем должны».
Рузвельт тоже яростно отстаивал свою позицию, заявив: «хотелось бы подчеркнуть, что если в первый президентский срок я был достойным противником сил эгоизма и жажды власти, то во второй я смогу их искоренить».
Когда Рузвельт начал реализацию своего плана, повысив налоги и собрав самый прогрессивный Верховный суд, рынок вздрогнул.
Отказ от законов принятых на первом сроке правления. Обама подписал закон о медицинском обслуживании в 2010 году, отложив срок вступления его в силу до 2013 года. Теперь, с приближением срока вступления закона в силу рынки и инвесторы начали сомневаться в собственных способностях соответствовать установленным требованиям. Тем временем, на плечах у Рузвельта лежало несколько аналогичных по масштабу нововведения: «Закон о социальном обеспечении», «Акт Вагнера», закон «О Федеральном резерве» и закон «О банковской деятельности», принятых перед выборами. Законы о Федеральном резерве и о Банковской деятельности позволили сформировать новые инструменты регулирования банковской деятельности.
Во всех случаях закон не вступил в силу до выборов. Только в 1937 году Америка столкнулась с обязательными выплатами на социальное обеспечение, создававшими отток средств из экономики. Только в 1937 году Джон Л. Льюис (John L. Lewis), профсоюзный лидер, провел самую масштабную забастовку, добившись самого существенного повышения заработной плат, вынуждая компании платить рабочим больше, чем они могли себе позволить. В 1936 и 1937 года ФРС удвоил уровень обязательного резервирования для банков. Последствия законов стала снижение объема наличных средств, рост неопределенности и снижение уверенности в деловой среде.
Остается один вопрос: почему, заявления Обамы и Рузвельта ввести сокращения после выборов не смогли убедить тех, кто пытается противостоять увеличению доли затрат национального правительства.
Недоверчивые рынки
Ответ заключает в том, что рынки, видящие гигантский прогресс вперед, сменившийся отступлением, не верят в то, что отступление будет постоянным. Гиганты остаются гигантами. Экспансионисты, как правило, заканчивают расширением затрат правительства, что собственно, и сделал Рузвельт во время Второй Мировой Войны. Мандат значит больше, чем вся болтовня об экономии.
Главный аналитик Chase National Bank в 1930-х Бенджамин Андерсон (Benjamin Anderson) попытался описать проблему увеличения правительственных расходов в книге, которую хотел назвать «Когда правительство примеряет роль бога», однако его издатели заставили поменять название, утверждая, что оно оскорбительно. Андерсон согласился, сменив на нейтральное «Экономика и общественное благосостояние» («Economics and the Public Welfare»). Тем не менее, слова Андерсона звучат и сейчас: Правительство, примеряющее роль бога или вселенской власти, может перевернуть рынки и экономику в любом столетии.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу