18 декабря 2012 The Telegraph
Глубокие изменения в экономической стратегии ведущего мирового кредитора могут оказать мощный тонизирующий эффект на всю мировую экономику. Стимулирование польется на биржи и рынки облигаций, предлагая вариант "кэрри-трейд", но в потенциально более широком масштабе.
"Мы считаем, что это может ознаменовать начало нового цикла рефляции в глобальной системе, в сочетании с восстановлением США, и поворотным моментом в кризисе", - говорит Саймон Деррик из BNY Mellon.
"Это чрезвычайно важно для роста мировой экономики, и рынки начинают реагировать", - соглашается Ларс Кристенсен из Danske Bank.
Возглавляемая Абэ либерально-демократическая партия (ЛДП) одержала уверенную победу на выборах 16 декабря, обеспечив себе и партии-союзнику две трети голосов в нижней палате парламента, необходимых для преодоления вето верхней палаты.
Вооружившись сокрушительным мандатом, Абэ заявил: он добьется "согласительной политики" от Банка Японии, с целевым уровенем инфляции 2% и "неограниченным" монетарным стимулированием.
" Очень редко, когда в центре внимания выборов оказывается денежно-кредитная политика. Наша кампания основывалась на необходимости победить дефляцию, и наши аргументы получили сильную поддержку. Я надеюсь, что Банк Японии правильно оценит результаты и примет соответствующее решение", - заявил Абэ.
Угроза, которая кроется в его словах, озвучивать, в общем-то, нет необходимости. Он уже пригрозил изменить регулирующее законодательство Банка Японии, если тот не внемлет призывам.
"Тотальная атака на дефляцию уже началась" – отмечает Джеспер Колл, аналитик по рынкам капитала Японии в JP Morgan.
Абэ планирует расширить полномочия экономического совета, позволив ему смещать направление фискальной и монетарной стратегии, тем самым подрывая независимость центрального банка.
Совет планирует таргетировать рост номинального ВВП на уровне 3%. "Это серьезно. За последние 15 лет в Японии не наблюдалось роста реального ВВП", - комментирует Кристенсен.
Накануне иена резко обесценилась к доллару (84,48) - до минимума последних двух лет: трейдеры ставили на то, ЛДП на этот раз сумеет "прогнуть" Банк Японии.
В своих амбициозных планах по ослаблению иены путем покупки иностранных облигаций ЛДП рассчитывает повторить успех Швейцарии в деле обуздания франка.
Швейцария инициировала программу неограниченной покупки облигаций с целью финансирования большей части дефицитов бюджета еврозоны за последний год с помощью вновь напечатанных денег. Если это попытается сделать Япония - с учетом размера ее экономики - это будет означать взрыв количественного смягчения для всего мира.
Будучи страной-кредитором с $3 трлн. чистых активов за рубежом, проклятие Японии заключается в том, что, что приток капитала в тихую гавань во времена кризиса способствует укреплению иены, и ужесточению денежно-кредитной политики в проциклической манере – тогда, когда это меньше всего нужно. На этот раз - из-за "Фукусимы" и европейской долговой саги.
Сильная иена душит японских экспортеров, размывая производственный сектор – компании закрывают заводы за рубежом. Плюс – импорт топлива, чтобы компенсировать закрытую простаивающую АЭС "Фукусима". Кумулятивный эффект оказался таким, что исторически положительно сальдо торгового баланса Японии начало испарятся. Свой вклад внес и запрет на импорт ряда японских товаров в Китае из-за спора вокруг островов Сэнкаку. Сильная иена, наконец, стала непосильной ношей.
Мнения относительно ультрамягкой денежной политики разделились. Хотя Япония застряла в ловушке хронической дефляции, это стабильное - почти удобное - равновесие. "Реальная" стоимость сбережений растет, резко контрастируя с Западом.
По мнению Стивена Джена, аналитика SLJ Macro Partnehrs, Банк Японии правильно беспокоится, что возврат к инфляции может спровоцировать рост затрат на обслуживание долга и бегство из гособлигаций Японии. "Любые значимые распродажи японских облигаций могут вызвать серьезные проблемы в банковской системе Японии. На долю японских бумаг в местных банках приходится 90% их капитала первого уровня", - говорит он. Из двух зол выбирают меньшее".
Профессор Ричард Вернер из Саутгемптонского университета уверен: вина за то, что Япония на смогла вовремя преодолеть кризис в начале 1990-х годов, и за два последующих "потерянных десятилетия" – целиком и полностью лежит на Банке Японии. По его мнению, на каждом этапе банк постоянно "тормозил" с соответствующими мерами, что привело к огромному дефициту и росту госдолга – до 240% ВВП. Положение страны было бы гораздо лучше, если бы банк сразу перешел к решительным действиям и увеличил объем денежной массы, чтобы стимулировать кредитование. Японии же потребовалось 20 лет и Бен Бернанке, чтобы понять, как это делается.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.telegraph.co.uk/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу