18 декабря 2012 InoPressa
На снижение рисков повлиял целый ряд факторов. Во-первых, программа "прямых денежных операций " (OMT) Европейского Центрального Банка оказалась невероятно эффективной: спрэды процентных ставок для Испании и Италии упали примерно на 250 базисных пунктов еще до того, как на покупку гособлигаций был потрачен хотя бы один евро. Также помог Европейский стабилизационный механизм (ЕСМ) с дополнительными €500 млрд. ($650 млрд.), которые можно использовать для поддержки банков и правительств. Наконец, европейские лидеры признали тот факт, что валютный союз сам по себе нестабилен, неполноценен и нуждается в более глубокой банковской, финансовой, экономической и политической интеграции.
Но что, пожалуй, самое главное - это смена отношения Германии к еврозоне в целом и к Греции, в частности. Немецкие чиновники теперь понимают: с учетом обширных торговых и финансовых связей, хаотичность, возникшая в еврозоне, негативно влияет не только на периферию, но и на ядро. Они перестали публично заявлять о возможном уходе Греции и просто поддержали выдачу стране третьего транша финансовой помощи. До тех пор пока уязвимость Испании и Италии сохраняется, обострение греческих проблем могут иметь серьезные последствия в преддверие выборов Германии в следующем году: шансы канцлера ФРГ Ангелы Меркель на победу могут оказаться под угрозой. Поэтому, пока что Германия будет продолжать финансировать Грецию.
Тем не менее, периферия еврозоны не проявляет заметных признаков восстановления. В связи с жесткой экономией бюджетных средств, чрезмерной силой евро, серьезным кредитным кризисом, вызванным нехваткой банковского капитала, и спадом делового и потребительского доверия, ВВП продолжает сокращаться. Кроме того, с периферии рецессия теперь распространяется и на ядро еврозоны. Сокращается объем производства Франции, и даже Германия переживает спад: экономика двух ее основных экспортных рынков либо сокращается (еврозона), либо замедляется (Китай и другие страны Азии).
Более того, продолжается балканизация экономической деятельности, банковских систем и рынков государственного долга, поскольку иностранные инвесторы покидают периферию в поисках стабильности в ядре еврозоны. Частная и государственная задолженность на неприемлемо высоких уровнях. Плюс - потеря конкурентоспособности, которая привела к большому дефициту, остается практически без внимания, тогда как неблагоприятные демографические тенденции, слабый прирост производительности и медленное проведение структурных реформ оказывает давление на потенциальный рост.
Конечно, в последние несколько лет на периферии еврозоны наблюдался некоторый прогресс: бюджетные дефициты сократились, у некоторых даже появился первичный профицит бюджета (бюджетное сальдо без учета уплаты процентов). Более того, потеря конкурентоспособность была частично восполнена: рост заработной платы отставал от роста производительности труда, снижая, тем самым, затраты труда на единицу продукции. Плюс - продолжающие структурные реформы.
Но в краткосрочной перспективе, жесткая экономия, низкая заработная плата и реформы способствуют спаду, с учетом того, что процесс приспособления в еврозоне был асимметричным и дефляционным. Странам, расходы которых превышали доходы, пришлось снизить расходы и увеличить экономию, снижая тем самым дефицит торгового баланса. Но, таким странам, как Германия, склонным к излишней экономии и имеющим положительное сальдо платежного баланса, не пришлось подстраиваться и увеличивать внутренний спрос, поэтому их профицит платежного баланса остался большим.
Между тем, валютный союз остается нестабильным и неравновесным: либо еврозона движется по направлению к более полной интеграции (во главе с политическим союзом, обеспечивающим демократическую легитимность в условиях потери национального суверенитета по банковским, финансовым и экономическим вопросам), либо испытает на себе процесс разобщения, дезинтеграции, фрагментации и, в конечном итоге, распада. И, несмотря на то, что лидеры Европейского союза выдвинули предложения о банковском и фискальном союзе, Германия пошла на попятную.
Немецкие лидеры опасаются, что элементы распределения рисков, связанные с углублением интеграции (рекапитализация банков посредством ЕСМ, общий фонд помощи для неплатежеспособных банков, общее для всей еврозоны страхование вкладов, единый налогово-бюджетный орган ЕС и обобщение задолженности) подразумевают под собой политически неприемлемый трансфертный союз, в котором Германия и ядро еврозоны постоянно в одностороннем порядке субсидируют периферию. Германия, таким образом, полагает, что проблемы периферии - не результат отсутствия банковского или фискального союза, а скорее - скорее, связаны с внушительными бюджетными дефицитами и задолженностью. Плюс – отсутствие структурных реформ, и сопутствующей потерей конкурентоспособности.
Конечно, Германия не в состоянии признать, что успешный валютный союз - вроде того, который есть у США с полноценными элементами распределения рисков, а успешный финансовый союз - тот, где потрясения, связанные с производительностью отдельных штатов поглощаются федеральным бюджетом. Кроме того, США – это и крупный трансфертный союзом, где богатые штаты постоянно субсидируют бедные.
В то же время, тогда как предложения по банковскому, финансовому и политическому союзу усиленно обсуждаются, вопросу о том, как восстановить рост в короткие сроки – внимания уделяется мало. Европейцы готовы потуже затянуть пояса, но им нужно видеть свет в конце туннеля в виде увеличения доходов и количества рабочих мест. Если рецессия усугубится, социальная и политическая реакция против жесткой экономии будет сокрушительной: забастовки, массовые беспорядки, насилие, демонстрации, рост популярности экстремистских политических партий и в результате - крах ослабленного правительства. Чтобы стабилизировать соотношение "долг/ВВП" знаменатель должен начать расти. В противном случае уровень долга станет непомерным, несмотря на все усилия по сокращению дефицита.
Риски выхода Греции из еврозоны или потери доступа к рынкам Италии и Испании в 2013 году уже достаточно приглушены. Тем не менее, решение фундаментального кризиса еврозоны до сих пор не найдено. Еще один год хаоса и беспорядка может привести к тому, что уже в 2014 года эти риски возникнут снова, но - уже в более опасной форме. К сожалению, кризис еврозоны, вероятно, будет сопровождать нас еще долгие годы, подпитывая вероятность принудительной реструктуризации государственных долгов и выходов из еврозоны.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Но что, пожалуй, самое главное - это смена отношения Германии к еврозоне в целом и к Греции, в частности. Немецкие чиновники теперь понимают: с учетом обширных торговых и финансовых связей, хаотичность, возникшая в еврозоне, негативно влияет не только на периферию, но и на ядро. Они перестали публично заявлять о возможном уходе Греции и просто поддержали выдачу стране третьего транша финансовой помощи. До тех пор пока уязвимость Испании и Италии сохраняется, обострение греческих проблем могут иметь серьезные последствия в преддверие выборов Германии в следующем году: шансы канцлера ФРГ Ангелы Меркель на победу могут оказаться под угрозой. Поэтому, пока что Германия будет продолжать финансировать Грецию.
Тем не менее, периферия еврозоны не проявляет заметных признаков восстановления. В связи с жесткой экономией бюджетных средств, чрезмерной силой евро, серьезным кредитным кризисом, вызванным нехваткой банковского капитала, и спадом делового и потребительского доверия, ВВП продолжает сокращаться. Кроме того, с периферии рецессия теперь распространяется и на ядро еврозоны. Сокращается объем производства Франции, и даже Германия переживает спад: экономика двух ее основных экспортных рынков либо сокращается (еврозона), либо замедляется (Китай и другие страны Азии).
Более того, продолжается балканизация экономической деятельности, банковских систем и рынков государственного долга, поскольку иностранные инвесторы покидают периферию в поисках стабильности в ядре еврозоны. Частная и государственная задолженность на неприемлемо высоких уровнях. Плюс - потеря конкурентоспособности, которая привела к большому дефициту, остается практически без внимания, тогда как неблагоприятные демографические тенденции, слабый прирост производительности и медленное проведение структурных реформ оказывает давление на потенциальный рост.
Конечно, в последние несколько лет на периферии еврозоны наблюдался некоторый прогресс: бюджетные дефициты сократились, у некоторых даже появился первичный профицит бюджета (бюджетное сальдо без учета уплаты процентов). Более того, потеря конкурентоспособность была частично восполнена: рост заработной платы отставал от роста производительности труда, снижая, тем самым, затраты труда на единицу продукции. Плюс - продолжающие структурные реформы.
Но в краткосрочной перспективе, жесткая экономия, низкая заработная плата и реформы способствуют спаду, с учетом того, что процесс приспособления в еврозоне был асимметричным и дефляционным. Странам, расходы которых превышали доходы, пришлось снизить расходы и увеличить экономию, снижая тем самым дефицит торгового баланса. Но, таким странам, как Германия, склонным к излишней экономии и имеющим положительное сальдо платежного баланса, не пришлось подстраиваться и увеличивать внутренний спрос, поэтому их профицит платежного баланса остался большим.
Между тем, валютный союз остается нестабильным и неравновесным: либо еврозона движется по направлению к более полной интеграции (во главе с политическим союзом, обеспечивающим демократическую легитимность в условиях потери национального суверенитета по банковским, финансовым и экономическим вопросам), либо испытает на себе процесс разобщения, дезинтеграции, фрагментации и, в конечном итоге, распада. И, несмотря на то, что лидеры Европейского союза выдвинули предложения о банковском и фискальном союзе, Германия пошла на попятную.
Немецкие лидеры опасаются, что элементы распределения рисков, связанные с углублением интеграции (рекапитализация банков посредством ЕСМ, общий фонд помощи для неплатежеспособных банков, общее для всей еврозоны страхование вкладов, единый налогово-бюджетный орган ЕС и обобщение задолженности) подразумевают под собой политически неприемлемый трансфертный союз, в котором Германия и ядро еврозоны постоянно в одностороннем порядке субсидируют периферию. Германия, таким образом, полагает, что проблемы периферии - не результат отсутствия банковского или фискального союза, а скорее - скорее, связаны с внушительными бюджетными дефицитами и задолженностью. Плюс – отсутствие структурных реформ, и сопутствующей потерей конкурентоспособности.
Конечно, Германия не в состоянии признать, что успешный валютный союз - вроде того, который есть у США с полноценными элементами распределения рисков, а успешный финансовый союз - тот, где потрясения, связанные с производительностью отдельных штатов поглощаются федеральным бюджетом. Кроме того, США – это и крупный трансфертный союзом, где богатые штаты постоянно субсидируют бедные.
В то же время, тогда как предложения по банковскому, финансовому и политическому союзу усиленно обсуждаются, вопросу о том, как восстановить рост в короткие сроки – внимания уделяется мало. Европейцы готовы потуже затянуть пояса, но им нужно видеть свет в конце туннеля в виде увеличения доходов и количества рабочих мест. Если рецессия усугубится, социальная и политическая реакция против жесткой экономии будет сокрушительной: забастовки, массовые беспорядки, насилие, демонстрации, рост популярности экстремистских политических партий и в результате - крах ослабленного правительства. Чтобы стабилизировать соотношение "долг/ВВП" знаменатель должен начать расти. В противном случае уровень долга станет непомерным, несмотря на все усилия по сокращению дефицита.
Риски выхода Греции из еврозоны или потери доступа к рынкам Италии и Испании в 2013 году уже достаточно приглушены. Тем не менее, решение фундаментального кризиса еврозоны до сих пор не найдено. Еще один год хаоса и беспорядка может привести к тому, что уже в 2014 года эти риски возникнут снова, но - уже в более опасной форме. К сожалению, кризис еврозоны, вероятно, будет сопровождать нас еще долгие годы, подпитывая вероятность принудительной реструктуризации государственных долгов и выходов из еврозоны.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу