США боятся инвестиций. Деньгам россйских госкомпаний поставят заслон
Опасаясь экспансии госкомпаний из стран с быстрорастущей экономикой, американские власти решили ужесточить правила для прямых иностранных инвестиций. Осенью в США вступит в силу закон, увеличивающий роль конгресса в принятии подобных решений, а значит, и их политическую составляющую. Вчера о деталях недавних переговоров с коллегами из США, главной темой которых было регулирование прямых иностранных инвестиций, рассказали в российском Минфине.
Последнее время на рынке слияний и поглощений все большую роль играют страны — крупные экспортеры энергосырья. Западные государства защищают свой бизнес. Так, недавно правительство ФРГ объявило о намерении ужесточить закон об иностранных инвестициях, чтобы защитить отрасли своей экономики от опасности поглощений государственным капиталом быстроразвивающихся стран — России, Китая и арабских государств.
Не остались в стороне и США. В конце июня первый заместитель министра финансов США Роберт Киммитт встречался с министром финансов России Алексеем Кудриным. До этого он проводил разъяснительную работу в Пекине. Как заявил вчера высокопоставленный источник в Минфине, на встрече в Москве американский чиновник проинформировал о планирующихся изменениях в правила для прямых иностранных инвестиций в экономику США. Ужесточение правил, так же как и в Германии, коснется прежде всего компаний с государственным участием. В США, правда, уверяют, что новые нормы будут одинаковы для всех иностранных инвесторов. Поводом для поправок стал скандал с китайской CNOOC. Эта госкомпания попыталась приобрести американскую нефтяную компанию Unocal. После того как сделку одобрила исполнительная власть США, вмешался конгресс и заблокировал сделку, объяснив, что она угрожает национальной безопасности: энергетические активы США покупались на деньги государственного китайского банка.
Американцы не скрывают, что нововведение осложнит вхождение российского капитала на рынок США, прежде всего для компаний с госучастием. Причем какова доля такого участия и где проходят границы национальной безопасности, в новом законе указано не будет. То есть у конгрессменов останется множество возможностей для лоббирования интересов американского бизнеса.
Роберт Киммитт объяснил Алексею Кудрину, что поправки к закону должны исключить возможность коллизий, подобных ситуации со CNOOC. В этих целях усиливается роль конгресса: теперь при рассмотрении сделки комитетом по иностранным инвестициям США в любой момент конгрессмены смогут сделать запрос о деталях такой сделки. 80% всех сделок и сейчас рассматривается на предварительной стадии. Но, как убеждал г-н Киммитт, благодаря поправкам больше не будет неожиданностей со стороны конгресса.
Российские компании, которые уже имеют активы в США, пока не видят поводов для беспокойства. Вице-президент Evraz Ирина Кибина рассказала РБК daily, что при получении разрешения на сделку по покупке Oregon Steel они проходили максимально понятные и прозрачные процедуры согласования. «Североамериканский рынок очень привлекателен для инвесторов из любой страны. Думаю, что эта ситуация сохранится и впредь, — полагает она. — Единственное, что может измениться, — компании будут еще тщательнее готовиться к приобретениям на территории США, внимательно прислушиваясь к требованиям, которые будут выдвигаться регуляторами».
Российские эксперты полагают, что новшества действительно не будут драматическими для инвестклимата США, но только в том случае, если вмешательство конгресса будет ограничено. «Америку беспокоит тенденция скупки предприятий странами — крупными экспортерами сырья, которые сейчас имеют большие ресурсы», — отмечает начальник инвестиционно-банковского департамента МДМ-Банка Никита Ряузов.
ТАТЬЯНА ФРОЛОВСКАЯ, АЛЕКСЕЙ САДЫКОВ