Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
ФРС и ЕЦБ: Осторожно, ястребы! Руководители центральных банков прибегают к жесткой риторике. Как бы им не договориться до беды » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

ФРС и ЕЦБ: Осторожно, ястребы! Руководители центральных банков прибегают к жесткой риторике. Как бы им не договориться до беды

Уже слышен скрежет когтей. Бен Бернанке, председатель ФРС США, первым взял "ястребиный" тон, когда 3 июня посетовал на то, что слабый доллар вносит свой вклад в "нежелательное" увеличение инфляции. Двумя днями позже Жан-Клод Трише, президент Европейского центрального банка, ошеломил финансовые рынки, заявив, что ЕЦБ может поднять краткосрочные ставки на своем следующем заседании в июле. Потом г-н Бернанке провел еще одну атаку
2 июля 2008 Архив
Уже слышен скрежет когтей. Бен Бернанке, председатель ФРС США, первым взял "ястребиный" тон, когда 3 июня посетовал на то, что слабый доллар вносит свой вклад в "нежелательное" увеличение инфляции. Двумя днями позже Жан-Клод Трише, президент Европейского центрального банка, ошеломил финансовые рынки, заявив, что ЕЦБ может поднять краткосрочные ставки на своем следующем заседании в июле. Потом г-н Бернанке провел еще одну атаку. В своем выступлении 9 июня он не придал особого значения новости о том, что уровень безработицы в США поднялся в мае на половину процентного пункта – до 5,5%. Он утверждал, что риск опасного экономического спада снизился, и пообещал, что ФРС будет "жестко противодействовать" любому повышению инфляционных ожиданий в обществе. Поскольку многие центробанки, от Канады и Великобритании до Вьетнама и Индии, показали свои когти, на рынках облигаций начался переполох. Инвесторы заключили, что краткосрочные процентные ставки начнут повышаться, причем высокими темпами.

И давно пора, надо заметить. Под обломками катастрофы на финансовых рынках и при дискомфортно высокой инфляции (которая будет и дальше повышаться) риски смещаются. Если центробанки чему и научились за последние три десятилетия, так это делать все, чтобы люди не начали думать, что в долгосрочной перспективе уровень инфляции будет ползти вверх. И слово – в том числе и антиинфляционная риторика – является ценным оружием в арсенале современных центробанков.

Все это так. Но речи скоро теряют силу убеждения, если люди перестают верить, что за ними последуют действия. Проблема сегодня в том, что у ФРС и ЕЦБ абсолютно разная степень расхождения слов с делом.

Одного поля ягоды

Совершенно очевидно, что эти два центробанка имеют дело с разными экономическими и монетарными картинами. Америка близка к рецессии, и реальные краткосрочные процентные ставки там отрицательные. В Еврозоне экономика сильнее, но там намного жестче монетарная политика (на протяжении всего кредитного кризиса ЕЦБ удерживал краткосрочные ставки на уровне 4%). Оба центробанка сталкиваются с похожей проблемой: что делать с инфляцией, которая растет из-за увеличивающихся цен на сырье, особенно на нефть. Они оба твердо намерены не повторять ошибки 70-х, когда из-за мягкой монетарной политики нефтяной кризис перекинулся на экономику в целом, что спровоцировало раскручивание спирали роста зарплат и цен Но они расходятся относительно того, какая степень страховки необходима, чтобы не допустить такого развития событий.

Европейский центробанк полагает, что замедления экономики будет недостаточно для того, чтобы остановить рост цен. Несмотря на то что ВВП был до сих пор на удивление устойчив, большинство прогнозистов ожидают замедления его роста во втором полугодии. Но при низкой безработице и высокой полной инфляции ЕЦБ, главная цель которого – удержать инфляцию на уровне 2% или ниже, обеспокоен возможностью цепной реакции. Даже если главным виновником является нефть, и ожидания долговременной инфляции сильно не разовьются, желание ЕЦБ упредить устойчивую инфляцию четко указывает на то, что процентные ставки в июле будут повышены.

Вероятность того, что ФРС поднимет ставки значительно ниже. Несмотря на некоторые предупреждающие сигналы (по одной из оценок, например, потребительские ожидания долговременной инфляции сейчас самые высокие за последние 12 лет), рост зарплат замедляется, а в реальном выражении средняя зарплата резко падает. Нет никаких признаков развития зарплатно-ценовой спирали. Более того, цены на жилье продолжают падать, и финансовые последствия кредитного кризиса еще не преодолены. Как признает г-н Бернанке, риски для экономического роста невелики. И, хорошо это или плохо, ФРС обязана заботиться как о полной занятости, так и о стабильных ценах. Добавьте к этому политику повышения процентных ставок как раз накануне президентских выборов – и можете быть уверены, что разговоры ФРС так и останутся только разговорами.

Очень печально, что по ту сторону Атлантики разрыв между речами и действиями столь велик – и это грозит снижением доверия к ФРС. После быстрого упреждающего снижения ставки по федеральным фондам до 2% финансовые рынки будут внимательно следить, готова ли ФРС к такому же сильному обратному действию – ужесточению своей финансовой политики. Г-н Бернанке усложнил себе задачу, впутав во все это еще и доллар. Если ЕЦБ повысит ставку, а ФРС этого не сделает, то доллар, по-видимому, ослабнет относительно евро – то есть произойдет абсолютно противоположное тому, что г-н Бернанке, как он намекал в начале июня, хотел бы видеть. В настоящий момент доллар крепнет, а нефтяные цены идут вниз. "Ястребиная" риторика кажется хорошим терапевтическим средством. Но, в отличие от настоящих когтей, слова надолго следов не оставляют.

© 2008 The Economist Newspaper Limited

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу