Восток — дело тонкое. Бизнес по законам шариата » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Восток — дело тонкое. Бизнес по законам шариата

Банковский сектор исламских государств на сегодняшний день развивается настолько активно, что в обозримом будущем может догнать или даже перегнать традиционные банки. За свои тридцать лет финансовые организации стран Ближнего Востока смогли накопить значительные активы и распространить по всему миру свою уникальную систему расчетов, не противоречащую правовым нормам ислама — шариату.


Как удалось исламскому банкингу завоевать такую популярность? Во многом именно благодаря своей уникальности, поскольку это единственная финансовая система, которая полностью подходит для верующих-мусульман, а их в мире более полутора миллиардов.


Восточные премудрости


Дело в том, что мусульмане, строго говоря, не могут пользоваться большинством западных банковских продуктов, не нарушая при этом одну из основных норм шариата в обращении с деньгами — запрет риба (получения или выплаты процента). Ростовщичество или заранее определенный процент за пользование деньгами Кораном запрещены.


Есть и другие важные ограничения. По нормам шариатского права запрещено заниматься производством алкоголя или табачной продукции. Также не разрешается игорный бизнес и ряд других видов получения дохода. Вложение средств в подобные производства предполагает косвенное участие в них, поэтому также находится под запретом.


Таким образом, принести свои деньги в банк на обычный депозит правоверный мусульманин не может как минимум по двум причинам. Во-первых, он получит от банка процент за использование своих средств. Во-вторых, он не знает, во что вкладываются его активы, и, следовательно, может невольно преступить закон.


То же самое верно в отношении кредитов с фиксированным процентом, а также облигаций, фьючерсов, спекуляций на валютном рынке. Этот список можно продолжать долго. Для того чтобы вписать банковские операции в структуру исламского права, финансистам пришлось вырабатывать новые принципы.


Хотя получение фиксированного процента запрещено, получение прибыли от вложения активов разрешается. Альтернативой банковскому вкладу стала мудараба или, проще говоря, передача средств в управление. Вместо получения процента стороны договариваются о разделении рисков. То есть клиент, приносящий деньги в банк, доверяет ему инвестирование в соответствии с нормами шариата и получает свою часть прибыли. Если прибыли нет, он делит с банком убытки.


Аналогом кредита, не противоречащего законам ислама, является мурабаха. По сути это контракт на покупку с последующей перепродажей. Банк покупает для клиента интересующую собственность (если его выбор согласуется с нормами шариата), а затем клиент выкупает ее у банка в рассрочку за более высокую цену.


Вариантом лизинга или долгосрочной аренды является иджара. Банк сохраняет собственность на предмет лизинга и предоставляет право пользоваться им за определенную ренту. На основе иджары может быть реализован ипотечный кредит, не противоречащий нормам ислама. В этом случае банк покупает для клиента дом, становясь его собственником. Затем, по мере того как клиент выплачивает его стоимость, доля собственности банка в объекте снижается. В итоге дом полностью переходит во владение клиента.


Окно в Европу


Отдельного внимания заслуживает финансовый инструмент, рассчитанный на крупных инвесторов, — облигации сукук. В отличие от практики, распространенной на Западе, покупатели сукук получают не фиксированный доход в процентах от вложенной суммы, а долю от прибыли (или убытков) лежащего в основе облигации актива. Прибыль по таким ценным бумагам не гарантирована. Между тем выпускающие сукук организации обязаны использовать привлеченные средства с соблюдением законов шариата.


Этот инструмент пользуется огромным интересом не только в исламских странах, но и в западном мире. Неудивительно, ведь он может стать мостом, по которому в западную экономику потекут новые инвестиции с Ближнего Востока. По оценкам агентства Standard & Poor's, объем рынка сукук к концу 2007 году достигнет 100 миллиардов долларов.


Великобритания, занимающая третье место среди европейских стран по доле мусульманского населения, твердо решила выйти на первое место по объему финансовых операций с мусульманскими государствами. Министерство финансов страны первым из европейских держав заявило о намерении выпустить государственные облигации сукук. А Саксония — одна из федеральных земель Германии — привлекла в 2004 году при помощи выпуска подобных облигаций более 120 миллионов долларов.


Причин столь бурного развития рынка исламских кредитных продуктов несколько. Большинство мусульманских стран расположено в регионах, богатых нефтью. Черное золото обеспечивает им постоянный приток средств, с которыми необходимо что-то делать. Объем инвестиций мусульманских финансовых организаций в другие страны, по оценкам экспертов, в 2006 году превысил 400 миллиардов долларов. И с каждым годом этот показатель растет не менее чем на 10 %. Как и доля инвестиций, приходящаяся на сукук.


Кроме того, ислам остается самой быстрорастущей из мировых религий. Хотя большинство мусульман живет в странах Азии, их число в Европе постоянно увеличивается как за счет иммигрантов, так и благодаря высокой рождаемости среди европейских мусульман. По данным Центрального института исламских архивов, в странах ЕС проживает 16 миллионов последователей ислама. Большинство европейских мусульман живет во Франции, Германии и Великобритании.


Именно в Великобритании в 2004 году впервые открылся банк, полностью работающий по нормам шариата, — Islamic Bank of Britain. Он предлагает клиентам (мусульманам и не только) полный спектр розничных банковских продуктов. За соблюдением всех правил в банке следит специальный комитет, состоящий из специалистов по исламскому праву. Банк не может осуществлять инвестиции без их одобрения.


Предоставлять услуги в соответствии с нормами шариата начали уже исконно британские банки, пионерами среди которых являются HSBC и LLoyds TSB. Это неудивительно: на территории Великобритании проживает полтора миллиона мусульман, владеющих примерно сотней тысяч предприятий. Многие из них избегают пользоваться услугами банков, идущими вразрез с их религиозными убеждениями. Аналитики SnP рассчитывают, что услугами по вложению средств в соответствии с шариатом в Великобритании будут пользоваться порядка 300 тысяч частных инвесторов.


Путь в Россию


Опыт банковской работы в соответствии с шариатом на пространстве СНГ пока невелик. Несмотря на то что в Европе Россия занимает первое место по численности мусульманского населения (около 25 миллионов, хотя оценки сильно различаются), в процентном отношении доля исповедующих ислам не столь велика, как в Таджикистане, Узбекистане или Казахстане. В России кредит по правилам исламского банкинга взял пока только банк «Глобэкс». В августе 2006 года он получил от Dubai Islamic Bank 20 миллионов долларов по поручению одного из своих клиентов. Банк выступил гарантом сделки и получил за предоставление этой услуги премию после выплаты кредита.


Гораздо активнее развивается сотрудничество с банками стран Ближнего Востока в Казахстане. Именно казахский банк «ТуранАлем» стал первой кредитной организацией СНГ, получившей в 2003 году кредит от исламского банка. Сумма была довольно невелика, но уже в июле 2006 года банку удалось привлечь кредит по законам шариата на сумму 200 миллионов долларов. За ним последовал выход на потребительский рынок. 8 мая 2007 года банк в ходе подписания соглашения с Emirates Islamic Bank объявил о том, что создание первого в Казахстане банка, работающего по принципам шариата, — дело ближайшего будущего.


Возможно, именно из Казахстана исламская банковская система проникнет в Россию. В октябре 2006 года «ТуранАлем» объявлял о намерении выйти с кредитами, соответствующими нормам ислама, на российский рынок. Банк контролирует 47,3 % акций банка «БТА-Казань», расположенного в республике Татарстан, где ислам исповедует около половины населения, и имеет доли в ряде других российских банков. За счет предоставления соответствующих нормам шариата услуг «ТуранАлем» намерен отвоевать 5 % российского рынка потребительского кредитования.


Будут ли новые кредитные продукты востребованы на российском рынке? Только если исповедующие ислам будут готовы их принять. Как сообщил в октябре 2006 года представитель Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла Якуб, только 8 % татарского населения республики можно отнести к практикующим мусульманам. Номинальными представителями религии остаются 92 % мусульман Татарстана. Можно предположить, что если традиционные для России кредитные продукты будут более выгодными, большинство мусульманского населения страны продолжит ими пользоваться.


И хотя нет сомнений в том, что рано или поздно банкинг по законам шариата появится на российском рынке, за возможность быть по-настоящему востребованным ему предстоит серьезная борьба.


ИНТЕРЕСНО


Исламский запрет риба

Проблема запрета ростовщичества является ключевой для понимания сущности исламской экономической модели. Ислам — далеко не первая и не единственная религия, где осуждается взимание и предоставление процентов. Негативное отношение к этому явлению можно наблюдать не только в монотеистических обществах, но и в среде политеистов в античную эпоху. Одним из наиболее известных мировой истории противников ростовщичества был Аристотель.

Впервые отрицательное отношение к ростовщичеству в религиозной литературе было четко сформулировано в Торе. Однако наиболее последовательно против взимания процентов во всех формах выступает ислам. В Коране слово «риба» (в буквальном переводе с арабского — приращение) встречается 8 раз, всего же стихов, имеющих отношение к риба, в Священной Книге насчитывается 12.

Между тем, несмотря на единодушие в вопросе о том, какие виды трансакций подпадают под коранический запрет риба, среди мусульманских правоведов сохраняются разно-гласия по вопросу соответствия шариату некоторых договоров, используемых исламскими финансовыми институтами. В частности, больше всего споров вызвал договор мурабаха.

В последнее время появились исследования, в которых авторы выступают за отказ от двойных стандартов и призывают называть вещи своими именами. Иными словами, предлагается перестать прикрывать взимание процента в договоре купли-продажи по согласованной (повышенной) цене арабскими терминами (мурабаха) и признать взимание процента в сделке, когда товар продается в рассрочку с наценкой, легитимным с точки зрения шариата.


Сергей ЗУБКОВ