(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Несколько лет назад у Северной Кореи появилось собственное ядерное оружие. В то время как США причисляют эту страну к «оси зла», а Иран считает ее политическим союзником, КНДР преследует свои цели, причем они носят скорее экономический, нежели идеологический характер.
Более 30 лет Северная Корея шла к разработке ядерного оружия. Несколько лет назад эксперименты в этой области увенчались успехом, и с тех пор КНДР наращивает свой ядерный потенциал. Сейчас в США эта проблема обсуждается наравне с иранским вопросом, и никаких успехов в ее решении добиться пока не удалось.
Американские политики тем временем занимаются софистикой, резко высказываясь в адрес северокорейского режима и нежелания КНДР свернуть свою программу по обогащению урана. Джордж Буш лично включил эту страну в «ось зла» как имеющую ярко выраженный диктаторский режим и готовую при любом удобном случае активизировать свои ядерные запасы и направить их на ближайших соседей — Японию, Китай и Южную Корею. Иран также не остался в стороне, развивая собственную идеологическую кампанию и поддерживая КНДР как союзника, выступающего против американской экспансии и насаждения чужой воли.
Однако стремясь причислить Северную Корею к тому или иному политическому лагерю, лидеры «экстремистского» востока и «миротворческого» запада отходят от реального положения дел в этой стране и не сильно интересуются ее настоящей политической позицией.
До 1945 года Корея была оккупирована Японией. После Второй мировой войны Япония как страна, поддерживавшая фашистскую Германию, оказалась в упадке, а мир делили между собой победители — США и СССР. Корея не избежала участи Германии: сверхдержавам не удалось договориться об объединении страны. В 1948 году были сформированы два различных правительства: северное (просоветское) и южное (проамериканское), каждое из которых, естественно, претендовало на контроль над всем Корейским полуостровом. В итоге этот конфликт привел к началу Корейской войны, которая де-факто являлась войной между США и СССР. В этой войне победу не удалось одержать ни одной из сторон, что привело к образованию Северной Кореи (Корейской Народно-Демократической республики, КНДР) и Южной Кореи. КНДР по сути представляла собой советский анклав на востоке.
Заручившись поддержкой СССР и Китайской Народной Республики, Северная Корея, располагая достаточным для развития атомной энергетики количеством природного урана (по некоторым данным, 26 млн тонн руды, из которых 4 млн пригодны для промышленной разработки), создала научно-экспериментальную базу атомной промышленности. В 70-х начались активные исследования в области разработки и дальнейшей возможной эксплуатации ядерного оружия. Однако уже в 1974 году под давлением других стран правительством республики было принято решение о вступлении страны в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
В то же время официальные представители Пхеньяна обратились к Пекину с просьбой помочь в создании ядерного оружия. В 1977 были отправлены специалисты в район испытания китайского оружия, и в 80-х были завершены работы по созданию полного ядерного топливного цикла. Именно с этого момента вопросом развития атомной энергетики в КНДР всерьез начали интересоваться представители мирового сообщества.
СССР обязал руководство страны подписать Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Только после этого Москва поставила и смонтировала в корейском городе Йонбене исследовательский газографитовый ядерный реактор мощностью в 5 МВт, который был введен в эксплуатацию в 1986 году. До окончательного запуска он выдержал проверку со стороны МАГАТЭ, которое, осуществив инспекцию, распространило на него свои гарантии. Однако в ходе проводимых с 1985 по 1993 годы переговоров с руководством Международного агентства по атомной энергии было принято решение о еще шести обследованиях, выявивших в итоге наличие двух незарегистрированных хранилищ ядерных материалов. Эти находки вызвали большой резонанс в мировом сообществе. Так, 11 февраля 1993 года генеральный директор МАГАТЭ Ханс Бликс потребовал проведения «специальной инспекции». В ответ на это официальные представители Пхеньяна объявили о выходе из ДНЯО, что лишь усугубило ответную реакцию партнеров Кореи.
СССР к тому времени уже не существовало, а у России хватало своих внутренних проблем, и наше правительство отказало КНДР в какой-либо помощи. Таким образом, именно 1993 год положил начало до сих пор не разрешившимся разногласиям между Пхеньяном и крупными мировыми державами.
После распада СССР большинство стран бывшего социалистического лагеря либерализовали свою экономику, пойдя по капиталистическому пути. Однако КНДР не захотела замечать огромные изменения, произошедшие в мире. Она продолжила жить по тем принципам, которые были установлены после окончания Корейской войны. Но нежелание видеть перемены не уберегло от их последствий: после окончания холодной войны прекратилась финансовая поддержка со стороны Советского Союза, а через несколько лет и Китай последовал его примеру.
Привыкшая существовать на дотации, КНДР была совершенно не готова к такому повороту событий. В период между 1992 и 1998 годами экономика страны сократилась вдвое, а несколько сот тысяч человек погибли от голода. Планы по адаптации к неожидан-ной самостоятельности, объявленные правительством Северной Кореи в 1993 году, провалились. Вдобавок в стране разразился энергетический кризис, который усугубил ситуацию.
В начале 90-х годов Запад продолжил попытки урегулировать проблему с ростом ядерного потенциала КНДР. Пхеньян шел на переговоры, выдвигая свои условия.
По итогам американо-северокорейских переговоров, проведенных в июне 1993 года, КНДР дала согласие на приостановление своего выхода из ДНЯО в обмен на обязательства США не вмешиваться в ее внутренние дела и не угрожать применением силы. Однако это не помогло, и вследствие обострившейся ситуации в июне 1994 года Пхеньян разорвал соглашение с МАГАТЭ. После этого последовал ряд непродолжительных переговоров, которые уже к октябрю дали результат в виде так называемого рамочного соглашения. В итоге КНДР обязалась остановить свою ядерную программу, а Америка — ежегодно бесплатно поставлять в Северную Корею 500 тысяч тонн мазута, способствуя при этом улучшению ее дипломатических и экономических отношений с внешним миром. Стоит отметить, что администрация Билла Клинтона, находившегося тогда у власти в Белом доме, согласилась на эти условия, будучи уверенной в том, что Ким Чен Ир, сменивший Ким Ир Сена в июле 1994 года, не удержится надолго у власти.
Согласно рамочному соглашению, США обязались к 2003 году построить в Северной Корее АЭС на основе двух легководных ядерных реакторов общей мощностью 2 ГВт. В то же время КНДР было необходимо ликвидировать графитовые реакторы, способные вырабатывать плутоний и возобновить выполнение предъявляемых к ней требований по соглашению о гарантиях с МАГАТЭ. Также соглашение определяло постепенную нормализацию отношений между Вашингтоном и Пхеньяном. Для этого предполагалось насколько возможно устранить возникшие в результате продолжительной конфронтации барьеры в сфере торговли и инвестиций, создать в обеих столицах структуры по налаживанию и поддержанию контактов между двумя странами, рассмотреть возможность обмена послами. США также обязались предоставить КНДР официальные гарантии, исключающие угрозу применения ими ядерного оружия, а Северная Корея — постепенно двигаться в сторону создания на Корейском полуострове безъядерной зоны.
В марте 1995 года Южная Корея, США, Япония, а чуть позже и Европейский союз объединились в международный консорциум «Организация энергетического развития Корейского полуострова» с целью строительства в КНДР атомной электростанции, начавшегося в 1997 году, но так и не завершенного.
Новое республиканское правительство, пришедшее к власти в США под предводительством Джорджа Буша-младшего, начало проводить более жесткую политику в отношении страны-изгоя. Это положило начало новому витку разногласий и конфликтов. Так, в октябре 2002 года заместитель госсекретаря США Джеймс Келли в своем обращении к Пхеньяну обвинил его в существовании тайной программы по обогащению урана. Что более всего удивило и озадачило мировую общественность, так это реакция правительства КНДР: боясь повторения истории с Ираком, оно объявило, что, учитывая исходящую от США угрозу, «может обладать не только ядерным, но и более мощным оружием». Вызов был принят, и в свете произошедших событий рамочное соглашение аннулировали. А в ноябре 2002 года последовал отчет МАГАТЭ, в котором Северная Корея обвинялась в недопустимых нарушениях международных обязательств. Ким Чен Ир принял решение об окончательном выходе республики из ДНЯО.
В начале 2003 года в ходе решения проблемы с северокорейской атомной энергетикой вновь активизировалась Россия. Специальный представитель президента Александр Лосюков высказался за возобновление переговоров и принятых до этого соглашений. Таким образом, в августе того же года был проведен первый раунд шестисторонних переговоров, в которых приняли участие КНДР, Южная Корея, Китай, Соединенные Штаты, Япония и Россия.
В течение последующих двух лет прийти к компромиссу так и не удалось. В итоге в феврале 2005 года за рядом обвинений и межгосударственных санкций последовало официальное заявление представителей руководства КНДР о наличии в стране ядерного оружия и временном сворачивании ведущихся переговоров. Несмотря на негативную реакцию пяти стран, участвовавших в совместных заседаниях по данному вопросу, было принято решение попробовать выйти из ситуации мирным путем.
Так, в результате общих усилий во второй половине 2005 года был проведен четвертый раунд шестисторонних переговоров, в результате которых Белый дом несколько смягчил позицию, согласившись предоставить энергоресурсы в обмен на сворачивание военной ядерной программы Пхеньяна. Кроме этого, Вашингтон заявил, что не собирается нападать на Северную Корею. Со своей стороны КНДР пообещала вернуться в ДНЯО, допустить на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ и принять меры для стабилизации двусторонних отношений с США и Японией. Однако уже в ноябре, во время нового раунда, переговоры вновь зашли в тупик. США объявили свое решение об отказе вести диалог со страной, не готовой идти на компромисс, и заморозили северокорейские счета в Banco Delta Asia в Макао, мотивировав свой шаг подозрениями, что хранящиеся в банке 25 млн долларов являются доходом от отмывания денег, продажи оружия и наркотиков.
Лишившись поддержки большинства стран, на фоне переключившегося внимания мировой общественности на ирано-американский конфликт Пхеньян в октябре 2006 года провел первое испытание ядерного устройства на основе плутония, вызвавшее море критики со стороны как противников, так и союзников. 13 февраля этого года на возобновившихся шестисторонних переговорах в Пекине КНДР обязалась в течение двух месяцев закрыть ядерный комплекс в Йонбене и допустить туда международных инспекторов МАГАТЭ.
В обмен на отказ от ядерной программы Пхеньяну была обещана обширная экономическая помощь. А уже в середине марта американскими властями было дано обещание разморозить северокорейские счета в Макао. Однако, после того как делегация от КНДР манкировала продолжение мартовской встречи и улетела домой, мотивировав свой поступок отсутствием заметных продвижений в деле 25 миллионов, ситуация вновь зашла в тупик. В итоге власти республики получили официальный доступ к своим денежным средствам только 11 апреля 2007 года, но так и не смогли ими воспользоваться. И окончательно вопрос возвращения средств в КНДР оставался нерешенным. Американские власти объясняли задержку перевода денег техническими причинами. Вследствие достаточно длительного промедления Северная Корея также отказывалась выполнять свою часть договора.
Решение было найдено, и свою посильную помощь в этом вопросе оказала Россия, согласившись стать транзитным пунктом на пути передачи денег правительству Пхеньяна. 15 июня стало известно, что средства с северокорейских счетов, открытых в банке Макао, находятся в Москве и ожидают перевода в КНДР. Ответом республики стало письмо с приглашением международных инспекторов МАГАТЭ для обсуждения закрытия ядерного реактора в Йонбене.
В то время как Запад пытается достичь компромисса по ядерному вопросу КНДР, положение в стране ухудшается. Северной Корее скоро будет не до идеологических тонкостей: состояние экономики страны близко к критическому, и поправить его собственными сила-ми у Пхеньяна нет никаких шансов. Число беженцев из Северной Кореи с каждым годом растет, и если ситуация в скором времени не изменится, то в стране просто не останется никого, кто может работать, а тем, кто останется, будет нечего есть. Голод мотивирует агрессию ничуть не хуже, чем идеология, и угроза применения ядерного оружия в таком случае действительно выглядит реальной.
В этом свете политика КНДР выглядит не слишком последовательной. Это объясняется тем, что руководство страны не хочет никак модифицировать политический режим, смягчать его в угоду Западу. А без большей открытости достижение какого-либо компромисса выглядит почти нереальным. Северная Корея сейчас является страной-изгоем. Даже близкий по идеологии Китай не стремится поддержать ее. КНР смогла остаться коммунистической державой и встать при этом на путь капитализма — единственно правильное для нее решение в современных условиях глобализации мировой экономики. КНДР не хочет никаких изменений, что рано или поздно приведет ее политический режим к краху. Вопрос лишь в том, прозвучат ли до этого ядерные взрывы?
У стран Запада сейчас два пути: или принять условия Северной Кореи, возложив на нее обязательства, которые она почти наверняка не будет выполнять, или вооружиться и вооружить соседей Пхеньяна — Японию и Южную Корею. Ведь вполне очевидно, что подпитывать деньгами диктаторский режим, продлевая его агонию и лишь отдаляя кризис, не является правильным решением. При этом у западного мира остается надежда на то, что адекватный политик придет к власти в Северной Корее раньше, чем страна погрязнет в гражданской войне и красная кнопка окажется в руках революционеров.
Очаг нестабильности на Корейском полуострове влияет на экономическую ситуацию в регионе в целом. Слухи о каждом новом тестировании ядерного оружия негативно сказываются на курсе японской иены — пока это влияние незначительно, несмотря на то что северно-корейские ракеты уже в состоянии долететь до Японии. Постепенно экономический кризис в стране будет обостряться, а правительство КНДР может не стать сговорчивее. Негативное влияние на экономику региона в таком случае будет увеличиваться, поэтому не исключен тот вариант, что Западу придется поддерживать экономику Северной Кореи на плаву, несмотря на полное отсутствие желания делать это.
США тем временем, не полагаясь на волю случая, продолжает укреплять свои базы на границах с КНДР. Как гласит восточная мудрость: «Хочешь мира — готовься к войне».
Число беженцев с каждым годом растет, и, если ситуация не изменится, то в стране просто не останется никого, кто может работать, а тем, кто останется, будет нечего есть.
Антон ПОЛЯКОВ, Мария КАРПУШЕВА