Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Багдад, откройся. Новый иракский закон может допустить к нефти иностранные инвестиции » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Багдад, откройся. Новый иракский закон может допустить к нефти иностранные инвестиции

Во вторник иракский кабинет министров утвердил законопроект о распределении нефтяных доходов, на принятии которого настаивали США. Согласно документу, иностранные инвесторы получат доступ к закрытой уже несколько лет стране. Однако детали закона до сих пор неизвестны, к тому же он еще не прошел утверждение в иракском парламенте. Поэтому пока трудно говорить о том, что настал час, когда послевоенный Ирак будет открыт внешнему миру.

Сегодня уже никто не сомневается, что война в Ираке велась прежде всего за доступы к нефтяным месторождениям страны, а вовсе не ради освобождения иракского народа от гнета Саддама Хусейна. Это лишний раз подтверждает заявление министра обороны Австралии Брендона Нельсона, которое он сделал на этой неделе и которое уже вызвало скандал. Чиновник признал, что его страна ввязалась в иракскую кампанию для того, чтобы «обезопасить энергоресурсы» на Ближнем Востоке. Поэтому крайне преждевременно думать о том, что США и их союзники в скором времени могут уступить какие-либо из стратегически важных для них ресурсов Ирака другим странам.

Эксперты также говорят о том, что политика Вашингтона в отношении Ирака не претерпела никаких кардинальных изменений и что реального открытия страны для других иностранных инвесторов в ближайшее время не произойдет. «Данные послабления, вызванные принятием нового закона, являются частью предвыборного цикла в США. Если другим странам и будут предложены какие-либо инвестиционные проекты в Ираке, то, скорее всего, они будут носить второстепенный характер», – прокомментировал ситуацию РБК daily генеральный директор Центра политических технологий Михаил Виноградов.

На долю влияния в Ираке сейчас претендует несколько стран. Помимо участников сил коалиции основными претендентами на инвестиционные проекты в новом Ираке являются Китай, Малайзия, Индия и Россия. Однако в то время как китайцы проявляют довольно большую активность на иракском поле, российские компании не спешат делать громких заявлений. «Вероятно, что подобное рвение Китая каким-либо образом утвердиться в Ираке (даже через инвестиционные проекты в иракскую инфраструктуру) является результатом общей агрессивной экспансии страны. В отличие от Китая, Россия способна проявлять выборочность в своих интересах», – сказал г-н Виноградов.

Подобную осторожность российских компаний объясняет и еще один фактор – отсутствие гарантий безопасности в неспокойном Ираке. «При нынешнем уровне насилия в стране, постоянно балансирующей на грани полномасштабной гражданской войны, рискнуть разворачивать серьезную деятельность могут позволить себе только отчаянные компании, готовые и способные содержать фактически собственные войсковые группы прикрытия», – отметил РБК daily генеральный директор консультационной группы «Инфориент» Дмитрий Борисов.

Единственная российская компания, которую часто упоминают в связи с инвестиционными проектами в Ираке – ЛУКОЙЛ – пока никак не комментирует возможные перспективы своего присутствия в регионе. Однако г-н Борисов отметил, что перспективы российских компаний в Ираке во многом будут определяться результатами деятельности здесь ЛУКОЙЛа. «Компания не теряет надежд переутвердить за собой контракт на Западную Курну, активно сотрудничает с министерством нефти и национальной нефтяной компанией в подготовке национальных кадров, проводит заседания совместных технических комитетов», – сказал эксперт. Тем не менее, несмотря на все усилия ЛУКОЙЛа, «отчаявшихся энтузиастов», о которых говорил г-н Борисов, в Китае по-прежнему больше, чем в России.


Ирина Царегородцева