22 апреля 2013 Financial Times
Стратегически, эта неожиданная перемена напоминает печально известный Перл Харбор. Возможно, читателю такое сравнение покажется не слишком удачным. В конце концов, экспансия монетарной базы не унесет жизни многих людей, даже если оправдаются самые мрачные прогнозы наиболее сильно паникующих аналитиков, пророчащих Японии гиперинфляционную катастрофу. И все же, между этими событиями можно провести довольно интересные параллели. В 1941 году военные стратеги Японии полагали, что военный конфликт с США неизбежен. В июле того же года Вашингтон ввел эмбарго на нефть для Японии в ответ на вторжение на территорию Французского Индокитая. В Токио решили, что им нужно получить контроль над нефтяными месторождениями в восточно-индийских колониях Голландии - современная Индонезия - они были уверены, что такое вооруженное нападение втянет Штаты в войну. Иными словами, назревал серьезный конфликт с Вашингтоном. Поэтому японцы решили опередить события, надеясь получить значительное стратегическое преимущество благодаря эффекту неожиданности.
Итак, сегодня на Японию надвигается долговой кризис. Более 90% государственных долговых бумаг принадлежит внутренним инвесторам, однако, новое правительство, скорее всего, не станет сразу объявлять дефолт. Нет, оно сначала попробует поискать утешение в мерном звуке работающего печатного станка. И раз уж в конечном счете нас все равно ждет инфляция, почему бы не сделать первый ход. Нападая на Перл харбор, Японцы надеялись застать противника врасплох и, таким образом, одержать над ним верх. Примерно такой же расчет делается и сегодня, в отношении инфляции. Логика такая: текущая фискальная позиция Японии крайне неустойчива; нельзя до бесконечности половину своих расходов финансировать за счет кредитов; сейчас население Японии составляет 127 млн. человек, при этом согласно прогнозам к 2050 году оно сократится до 108 млн. Некоторые критики инфляции говорят о том, что этот план сработает "слишком хорошо", а результаты многократно превысят ожидания. В итоге Япония получит массовый отток капиталов, обвал иены и галопирующую инфляцию. Не исключено, но не обязательно. Если Банку Японии удастся выпарить инфляцию из дефляции, у него появится возможность получить над ней контроль. Некоторые противники этой стратеги считают, что она просто не сработает. Они утверждают, что Япония уже много лет неустанно печатает деньги - и никакого эффекта. Тут они тоже не совсем правы. Когда главой Банка Японии был Маасаки Сиракава (он покинул свой пост в этом месяце), ЦБ предпринимал лишь чисто символические попытки расширить свой баланс. Сиракава свято верил, что дефляция Японии носит структурный характер, поэтому ее нельзя устранить при помощи монетарных мер. Даже программа количественного ослабления 2003-2006 годов, реализованная его предшественником Тосихико Фукуи - совсем не то. В тот период Банк ориентировался на осторожный постепенный подход, не имеющий почти ничего общего с игрой ва-банк Харухико Куроды, который пообещал удвоить монетарную базу за два года. Таким образом, Япония предпринимает радикально новые шаги.
Соседние страны - от Китая до Австралии - обеспокоены тем, что реальная экономика ощутит на себе эффект этой политики только через девальвацию. Их опасения отчасти эгоистичны. Они боятся, что деньги потекут из Японии полноводной рекой, увлекая вниз курс иены и повышая конкурентоспособность ее экспортеров. Иными словами, Япония поправит свои дела за счет других. Но их выводы также основываются на сомнениях в перспективе роста экономики с такой печальной демографической картиной. Банк Японии активно скупает государственные облигации, чтобы вынудить финансовые институты вкладывать сбережения в более рисковые активы с более высокой доходностью. Но если таких активов не существует? Вялый или падающий спрос и отсутствие необходимых реформ на стороне предложения негативно отразятся на будущей доходности. Внутри страны инвесторам ничего не светит, вот почему с ноября прошлого года иена потеряла двадцать процентов против доллара - впечатляющее падение. Кроме того, это значит, что Премьер министру Синзо Абэ придется запустить свою третью стрелу - структурные реформы, способные поднять потенциал экономического роста в Японии. В противном случае, возникнет вопрос, готов ли мир терпеть японскую девальвацию? Тут не все так плохо. На прошлой неделе Международный валютный фонд заявил о том, что жалобы на конкурентную девальвацию "не обоснованы". Он похвалил Японию за "резкую перемену" монетарной политики и повысил прогноз по росту на этот год с 1.2% до 1.6%, а на следующий год - с 0.7% до 1.4%. Даже некоторые китайские политики одобрительно кивнули украдкой. (Но есть и настроенные критично, считающие, что Япония использует соседей в качестве бачка для мусора). Скорее всего, мир неохотно примет новые радикальные меры Токио, решив, что на возможные побочные эффекты можно закрыть глаза, потому что всем будет лучше, если Япония сумеет возродить свою экономику. Монетарный упредительный удар Токио все-таки может сработать. В отличие от Перл Харбора.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу