Россия за время высоких цен на нефть не сумела диверсифицировать экономику, от состояния которой, хотим мы того или нет, зависит наше благосостояние. Федеральный бюджет так и не слез с "нефтяной иглы". Это напрямую влияет на проводимые в стране реформы и состояние финансового рынка в целом.
Международные институты и инвесторы давно рассматривают Россию как производную от цены на нефть. И это справедливо. Федеральный бюджет страны, еще в 2000 году формируемый за счет нефтегазовых доходов на 20%, а в 2004-м - на 30%, сейчас зависит от углеводородного сырья наполовину. Это значит, что при падении цен на нефть на мировом рынке России придется туго: источники доходов не обеспечат расходную часть бюджета, и недостающие средства придется привлекать либо на внешних рынках (увеличивая долговую нагрузку), либо распродавая государственные активы, что, собственно, сейчас и происходит. При развитии худшего сценария может потребоваться свертывание социально-экономических программ.
Балансируя на грани
Сегодня ситуация не критическая, но вызывает опасения. Даже при средневзвешенной цене на нефть марки Urals чуть выше $110 за баррель в 1 квартале текущего года (а бюджетные доходы сверстаны исходя из цены $97 за баррель), федеральный бюджет за первые три месяца исполнен с дефицитом 141,06 млрд рублей. По итогам 2013 года ожидаемый правительством дефицит составит 521 млрд рублей, или 0,8% ВВП. По факту недостаток денежных средств в казне может оказаться больше: с начала апреля цена на нефть начала корректироваться, в понедельник достигнув $98,6 за баррель.
Недополученные доходы нужно чем-то покрывать. У правительства для этих целей есть план приватизации на текущий год, который постоянно корректируется. Учитывая не лучшую конъюнктуру на мировых финансовых рынках, продажа пакетов "Роснефти", "Ростелекома" и "Аэрофлота" может быть затруднена, следовательно, "дыра" в бюджете не будет залатана.
А есть ли рост?
Другой темой, перекликающейся с ценой на нефть, является рост экономики, который без структурных реформ исчерпал себя, несмотря на высокую стоимость "черного золота". На прошлой неделе Минэкономразвития понизило прогноз роста ВВП по итогам 2013 года до 2,4% вместо 3,6% (в 2012 году экономика выросла на 3,4%, в 2011-м - на 4,3%). Такие темпы, по словам экс-министра финансов Алексея Кудрина, можно охарактеризовать как "стагнацию", влекущую "отставание от мировой экономики". Это понимают и в правительстве, надеясь, однако, что во второй половине года нисходящий тренд будет сломлен. Представлен также прогноз оттока капитала - $30-35 млрд вместо предполагаемых ранее $10 млрд, и уровня инфляции (превысит 6,2-6,3% при начальном предполагаемом целевом уровне 6%).
Эксперты сходятся во мнении, что для выхода экономики в тренд динамичного развития нужны структурные реформы, повышение эффективности производства и вкладываемых в его развитие средств. Необходима реальная конкуренция в экономике, ее демонополизация, особенно в отраслях, относящихся к естественным монополиям: электроэнергия, газ, услуги железнодорожного транспорта. Это базовые издержки любого промышленного предприятия.
На конкурентоспособность российских предприятий влияет и высокая цена кредита. Есть ожидания, что с приходом нового главы Центрального банка РФ Эльвиры Набиуллиной (вступит в должность 24 июня) будет реализован ряд послаблений в денежно-кредитной политике при одновременном контроле инфляционных рисков.
О рынке
Что касается развития российского финансового рынка, есть понимание важности создания международного фондового центра (пока больше на словах), использования действенных институтов долгосрочных инвесторов, к которым относятся пенсионные фонды, страховые фонды и ПИФы. Именно они должны стать реальным источником длинных денег для инвестирования в различные инфраструктурные проекты и российские акции и облигации. В России объем длинных денег ничтожно мал - 8% ВВП, тогда как среднем по миру он составляет 120% ВВП, в США - 200% ВВП, в Бразилии - 50% ВВП. В том числе именно поэтому при малейшем негативном фоне наш фондовый рынок неумолимо снижается. На нем присутствует ограниченный круг инвесторов, которые готовы ждать отдачи от инвестиций многие годы, но есть "горячие деньги" - преимущественно иностранный капитал, который при первых признаках "простуды" готов выйти из игры.
Страшно дешево, но страшно
На сегодняшний день можно констатировать, что российский фондовый рынок переживает кризис: снижается стоимость акций, стремительно падает ликвидность. При этом не раскрывается справедливая стоимость акций компаний в связи со специфическими российскими рисками. Это приводит к тому, что эмитенты торгуются с существенным дисконтом по отношению к развивающимся и развитым рынкам. Потенциал здесь действительно высок (для долгосрочных инвесторов - пища для размышлений).
Винить исключительно иностранных инвесторов и кризисные явления в мировой экономике, о чем любит говорить правительство, не обращая внимания на внутренние проблемы, не стоит. Частые пересмотры правил игры (например, в электроэнергетике), отсутствие четких механизмов управления нефтегазовыми доходами, олигархические разборки и перетягивание одеяла, сшитого из лоскутков государственной собственности, сращивание власти и бизнеса, откаты, издержки судебной системы, большая защищенность и приоритет "института кредиторов" перед "институтом инвесторов" и прочее - все это не добавляет оптимизма инвесторам. Есть надежда, что со временем многое изменится.
http://elitetrader.ru/uploads/posts/2012-10/1350918569_unison.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Международные институты и инвесторы давно рассматривают Россию как производную от цены на нефть. И это справедливо. Федеральный бюджет страны, еще в 2000 году формируемый за счет нефтегазовых доходов на 20%, а в 2004-м - на 30%, сейчас зависит от углеводородного сырья наполовину. Это значит, что при падении цен на нефть на мировом рынке России придется туго: источники доходов не обеспечат расходную часть бюджета, и недостающие средства придется привлекать либо на внешних рынках (увеличивая долговую нагрузку), либо распродавая государственные активы, что, собственно, сейчас и происходит. При развитии худшего сценария может потребоваться свертывание социально-экономических программ.
Балансируя на грани
Сегодня ситуация не критическая, но вызывает опасения. Даже при средневзвешенной цене на нефть марки Urals чуть выше $110 за баррель в 1 квартале текущего года (а бюджетные доходы сверстаны исходя из цены $97 за баррель), федеральный бюджет за первые три месяца исполнен с дефицитом 141,06 млрд рублей. По итогам 2013 года ожидаемый правительством дефицит составит 521 млрд рублей, или 0,8% ВВП. По факту недостаток денежных средств в казне может оказаться больше: с начала апреля цена на нефть начала корректироваться, в понедельник достигнув $98,6 за баррель.
Недополученные доходы нужно чем-то покрывать. У правительства для этих целей есть план приватизации на текущий год, который постоянно корректируется. Учитывая не лучшую конъюнктуру на мировых финансовых рынках, продажа пакетов "Роснефти", "Ростелекома" и "Аэрофлота" может быть затруднена, следовательно, "дыра" в бюджете не будет залатана.
А есть ли рост?
Другой темой, перекликающейся с ценой на нефть, является рост экономики, который без структурных реформ исчерпал себя, несмотря на высокую стоимость "черного золота". На прошлой неделе Минэкономразвития понизило прогноз роста ВВП по итогам 2013 года до 2,4% вместо 3,6% (в 2012 году экономика выросла на 3,4%, в 2011-м - на 4,3%). Такие темпы, по словам экс-министра финансов Алексея Кудрина, можно охарактеризовать как "стагнацию", влекущую "отставание от мировой экономики". Это понимают и в правительстве, надеясь, однако, что во второй половине года нисходящий тренд будет сломлен. Представлен также прогноз оттока капитала - $30-35 млрд вместо предполагаемых ранее $10 млрд, и уровня инфляции (превысит 6,2-6,3% при начальном предполагаемом целевом уровне 6%).
Эксперты сходятся во мнении, что для выхода экономики в тренд динамичного развития нужны структурные реформы, повышение эффективности производства и вкладываемых в его развитие средств. Необходима реальная конкуренция в экономике, ее демонополизация, особенно в отраслях, относящихся к естественным монополиям: электроэнергия, газ, услуги железнодорожного транспорта. Это базовые издержки любого промышленного предприятия.
На конкурентоспособность российских предприятий влияет и высокая цена кредита. Есть ожидания, что с приходом нового главы Центрального банка РФ Эльвиры Набиуллиной (вступит в должность 24 июня) будет реализован ряд послаблений в денежно-кредитной политике при одновременном контроле инфляционных рисков.
О рынке
Что касается развития российского финансового рынка, есть понимание важности создания международного фондового центра (пока больше на словах), использования действенных институтов долгосрочных инвесторов, к которым относятся пенсионные фонды, страховые фонды и ПИФы. Именно они должны стать реальным источником длинных денег для инвестирования в различные инфраструктурные проекты и российские акции и облигации. В России объем длинных денег ничтожно мал - 8% ВВП, тогда как среднем по миру он составляет 120% ВВП, в США - 200% ВВП, в Бразилии - 50% ВВП. В том числе именно поэтому при малейшем негативном фоне наш фондовый рынок неумолимо снижается. На нем присутствует ограниченный круг инвесторов, которые готовы ждать отдачи от инвестиций многие годы, но есть "горячие деньги" - преимущественно иностранный капитал, который при первых признаках "простуды" готов выйти из игры.
Страшно дешево, но страшно
На сегодняшний день можно констатировать, что российский фондовый рынок переживает кризис: снижается стоимость акций, стремительно падает ликвидность. При этом не раскрывается справедливая стоимость акций компаний в связи со специфическими российскими рисками. Это приводит к тому, что эмитенты торгуются с существенным дисконтом по отношению к развивающимся и развитым рынкам. Потенциал здесь действительно высок (для долгосрочных инвесторов - пища для размышлений).
Винить исключительно иностранных инвесторов и кризисные явления в мировой экономике, о чем любит говорить правительство, не обращая внимания на внутренние проблемы, не стоит. Частые пересмотры правил игры (например, в электроэнергетике), отсутствие четких механизмов управления нефтегазовыми доходами, олигархические разборки и перетягивание одеяла, сшитого из лоскутков государственной собственности, сращивание власти и бизнеса, откаты, издержки судебной системы, большая защищенность и приоритет "института кредиторов" перед "институтом инвесторов" и прочее - все это не добавляет оптимизма инвесторам. Есть надежда, что со временем многое изменится.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://elitetrader.ru/uploads/posts/2012-10/1350918569_unison.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу