23 июля 2013 Эксперт Online
Минфин подготовил ко второму чтению закон о секьюритизации – он будет внесен на рассмотрение депутатами в осеннюю сессию. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на документ, законопроект содержит норму, разрешающую банкам выпускать облигации, обеспеченные любыми однородными активами.
Иными словами, кредитные организации смогут обеспечивать выпускаемые ими облигации даже беззалоговыми потребительскими кредитами. После принятия законопроекта финансовое покрытие облигаций также можно будет формировать из денежных средств в рублях и иностранной валюте, денежных требований, прав требования на залоги и другие обеспечительные меры, ценных бумаг.
Тема секьюритизации обсуждается регуляторами и экспертным сообществом давно, причем в последнее время она звучит все чаще. Так, в начале апреля заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков выражал надежду, что законопроект о секьюритизации будет принят в Госдуме во втором и третьем чтении в мае, а несколько ранее и замминистра финансов Алексей Моисеев, выступая на биржевом форуме, тоже выразил желание скорее принять этот законопроект. О том, что Госдума может во втором полугодии принять законопроект, который позволит проводить секьюритизацию по всем однородным кредитам, заявлял в июне и заместитель начальника управления эмиссионных ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам Павел Филимошин на конференции "Облигационный рынок России 2013". "Если законопроект будет принят во втором полугодии, то вступит он в силу с начала 2014 года. Таким образом, можно ожидать новых инструментов уже в следующем году", - сказал он.
В мае принять законопроект не вышло, но, судя по всему, над ним велась активная работа, так что его обсуждение не за горами. Если же документ будет принят, он создаст ряд новых возможностей не только для банков, но и для финансового рынка в целом. Так, Минфин законопроекте проекте предлагает создать специализированную форму финансовых обществ, которые займутся эмиссией ценных бумаг, обеспеченных активами, и привлечением средств от инвесторов, сказал Моисеев, это аналог иностранных SPV (специальные компании, в пользу которых банки списывают активы с баланса, объясняет Зайцева, затем эти компании выступают эмитентами бумаг), их появление будет способствовать деофшоризации российской экономики. Проведена тщательная работа по выяснению причин нахождения многих трастов в офшорах, рассказывает замминистра, одной из этих причин оказались SPV.
Размещение активов в оффшорных трастах позволяет существенно экономить на налогах, объясняет партнер юридической компании "Налоговик" Дмитрий Липатов. Инвестиции в облигации в данном случае могут рассматриваться как целевое финансирование, которое не учитывается при определении базы по налогу на прибыль организации согласно ст. 251 Налогового кодекса РФ. Но сейчас российская политика взяла курс на деоффшоризацию экономики и приняты соответствующие меры. Поэтому реализация инициативы является логическим продолжением реформы. Постепенно перекрывая оффшорные каналы, банковскому сообществу предоставляют российскую альтернативу. Предложения Минфина создают условия для выпуска и обслуживания облигаций не в оффшорах, а в России. На национальной территории возможности наших правоохранительных органов намного шире, чем на зарубежной. Фактически Минфин выступает за реализацию аналога SPV в России, который будет вынужден подчиняться российским законам и сотрудничать в легальных пределах с фискальными и следственными органами.
Вообще же вопросы развития секьюритизации в России ведутся с начала 2000 годов, напоминает управляющий активами TNO Capital Александра Лозовая. Кризис 2008 года сильно замедлил процесс внедрения секьюритизации активов, но в то же время дал участникам рынка возможность пересмотреть и улучшить системы оценки рисков в своих компаниях. Это, в свою очередь, позволило на законодательном уровне предусмотреть выпуск ценных бумаг, обеспеченных не только материальным залогом (ипотечные облигации), но и другими видами активов – например, правами требования по беззалоговым кредитам. Если законопроект будет принят, то это будет еще один большой шаг в сторону ликвидного финансового рынка с гибким ценообразованием. Спрос с большой вероятностью будет, поскольку мы живем сейчас в период низкой маржи, низкой доходности. И инвесторы не упустят возможность диверсифицировать свой портфель более доходными ценными бумагами.
Плюсы предложения Минфина в том, что банки смогут получить дополнительные деньги, которые можно направить на извлечение прибыли, указывает председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин. Кроме того, инициатива создает в России аналог зарубежного финансового института. Властям трудно контролировать банковскую деятельность за рубежом. На территории нашего государства реализация идеи будет проходить под контролем, что дает хоть какую-то уверенность в том, что банки не будут злоупотреблять кредитованием без залога. Минус же заключается в скрытом стимулировании банков выдавать не обеспеченные залогом кредиты. Это означает рост высокорисковых кредитных портфелей. Население России и без того сильно закредитовано, а банки в стремлении заработать подходят к оценке заемщиков без нужной осторожности. Инициатива не заставляет банки задуматься об опасности такой политике. А зачем о ней думать, если на сумму кредитов без залога можно выпустить облигации?
В целом же инициатива попадает в логику последних диалогов ЦБ/Минфина и банковского сообщества - банки продолжают просить о возможностях длинного рефинансирования, говорит аналитик по банкам и финансовым институтам ИК «УРАЛСИБ Кэпитал» Наталия Березина. Секьюритизация могла бы быть полезным инструментом, особенно если эта возможность будет относиться не только к кредитам малого и среднего бизнеса (как следовало из более ранних сообщений), но и прочих продуктов. В теории, секьюритизация должна быть наиболее востребована для фондирования длинных кредитов - помимо ипотеки, для которой эта возможность уже есть, сюда попадают кредитные карты. Это, помимо всего прочего, один из самых быстрорастущих сегментов в рознице - по данным банков, в прошлом году рост составил около 90% против 39% по всей рознице, и на 2013 г. этот сегмент также по прогнозам роста окажется в лидерах (участники рынка видят рост в 50-70% за год).
Однако, предупреждает эксперт, по причине относительной неразвитости института секьюритизации в России неизбежен ряд вопросов - например, будут ли пользоваться спросом выпускаемые бумаги, кто будет их покупать. В ипотечных бондах сейчас нет вторичного рынка как такового, нет ликвидности, все выпуски сразу выкупаются участниками вроде ВЭБа, и такая же судьба может ожидать и прочие продукты секьюритизации. Многое также будет зависеть от прайсинга, от того, насколько будут прозрачны риски по активам в обеспечении. В целом, учитывая текущую ситуацию с секьюритизацией ипотеки, сложно предположить, что в обозримые сроки мы получим новый развитый рынок и сколько-либо существенную долю фондирования для банков, которую будут составлять обеспеченные бумаги.
«Мы рассматриваем новость о скором принятии закона как положительную, особенно учитывая долгую историю его обсуждения», – добавляет заместитель председателя правления Азиатско-Тихоокеанского Банка Михаил Павлов. Однако, обращает внимание эксперт, на привлекательность данных бумаг для рынка с точки зрения инвесторов и определения уровня риска (а значит, и присвоения рейтинга) рейтинговыми агентствами, влияет, в каком виде в итоге будет принят законопроект. Существенное влияние могут также оказать регуляторные требования ЦБ РФ как к организаторам, так к эмитентам и инвесторам.
http://expert.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу