24 июля 2013 Эксперт Online
Как сообщает пресс-служба главы государства, руководитель ФНС доложил президенту об итогах работы налоговых органов в первом полугодии 2013 года. Так, согласно статистике, в первом полугодии 2013 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 5,433 трлн рублей. Это на 0,5% меньше показателя прошлого года. В то же время, указал глава ФНС, из них в федеральный бюджет поступило 2,655 трлн, что на 1,9% выше, чем в прошлом году.
«Конечно, при нынешней непростой ситуации со снижением темпов роста ВВП по налоговому администрированию удаётся этого добиваться за счёт эффективности налогового администрирования, внедрения соответствующих новых методов администрирования, в том числе и электронных методов. Но то, что мы видим по концу года, мы надеемся на то, что с использованием этих методов мы сможем добиться соответствующего результата не ниже, чем в прошлом году», – заявил Михаил Мишустин.
При этом если региональные бюджеты получили по итогам отчетного периода 94,8% денег по сравнению с прошлым полугодием, то местные бюджеты – 112,6%, то есть тут поступления выросли, причем достаточно хорошо. В первую очередь, отметил Михаил Мишустин, рост отмечался в имущественных налогах. «Если смотреть на прибыль, наверное, это, скажем так, сейчас не совсем растущая из тех налогов, которые мы собираем, величина. На сегодняшний день у нас по налогам на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в проценте к январю–июню 2012 года – рост 11,2%», – объяснил чиновник, добавив, что растет также налог на имущество и акцизы, но это связано с принятием соответствующих ставок – 38%, консолидированные бюджеты – 11,4%. При этом налог на доходы физических лиц составил в первом полугодии 112% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а все имущественные налоги – 115,7%.
В ответ на вопрос президента о том, что бюджету в конце года предстоят значительные возмещения налогов, в связи с чем сборы от НДС должны быть поменьше, глава налоговой службы сообщил, что сейчас ФНС эта цифра может составить минус 52,8 млрд – отклонение от бюджета по сравнению с предыдущим годом. «всё будет зависеть от того, как пойдёт третий, четвёртый квартал, соответствующие вычеты крупных компаний. Вообще очень важно, чтобы компании с государственным участием планировали и отчитывались перед своим акционером, когда они планируют соответствующую сдачу объектов и предъявление декларации к вычету, так как на сегодняшний момент материальные затраты сильно увеличились, я имею в виду сами инвестиционные проекты крупных компаний», – пояснил Михаил Мишустин.
Собираемость налогов зависит от ряда факторов, напоминает партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. В первую очередь это уклонение от уплаты с помощью фирм-однодневок. Каждый факт властям необходимо выявлять, раскрывать, доказывать и добиваться поддержки в суде. Поскольку налоговая нагрузка на бизнес велика, велика и доля уклоняющихся налогоплательщиков. Для охвата всей аудитории налоговых уклонистов у ФНС не всегда есть необходимые ресурсы. К тому же есть взаимоисключающие тенденции. Растут отчисления подоходного налога. Это результат усилий налоговиков, которые собирают так называемые зарплатные комиссии и рекомендуют работодателям повышать «белую» заработную плату до среднеотраслевых показателей. Предприниматели в массе своей опасаются налоговых проверок и соглашаются на такие условия. Но предпосылок для этого нет: темпы роста выручки компаний не так велики. Поэтому повышение зарплаты осуществляется без повышения доходов организации. Как результат: расходы увеличиваются, прибыль падает. Как следствие – падает база по налогу на прибыль, а сам налог на прибыль казна недополучает.
Стоит отметить, что налоговые органы за последние годы существенно повысили качество своей работы. Процесс выявления неплательщиков совершенствуется постоянно, а в суды представители инспекций часто приходят с хорошо подготовленной доказательной базой. Законодательство в последнее время было ужесточено в направлении трансфертного ценообразования. Поэтому при условии здоровой экономики налоговые поступления должны только расти. И главная причина, противодействующая сбору налогов – это негативные экономические тенденции.
Ситуация со сбором налогов в России непростая, признает директор департамента управления активами и исследований рынков МФЦ Илья Сизов. Например, совокупное положительное сальдо прибылей и убытков организаций за январь-май 2013 года оказалось на 21,7% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. И это вполне понятно в текущей ситуации: в Европе, основном торговом партнере России, продолжается кризис, а отечественная экономика страдает от недостатка внутреннего спроса. Тем не менее, Министерство экономического развития надеется, что июнь будет завершающим месяцем паузы роста, которая длится все первое полугодие 2013 года, и экономика все же получит импульс. Этому может поспособствовать и стимулирующая монетарная политика со стороны Центрального банка, которая, как ожидается, начнет осуществляться в ближайшее время. Это позволит создать более благоприятные условия для кредитования агентов экономики. Так что определенный оптимизм относительно сбора налогов во втором полугодии все же сохраняется.
Рост налоговых поступлений в следующем квартале вряд ли будет стремительным, полагает и советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Денис Рассомахин. Больше всего стоит переживать за третий квартал, поскольку он включает в себя два месяца лета – «мертвый» сезон для множества предприятий. К тому же на третий квартал приходится и август, в течение которого негатив проявляется особенно остро. Показатели по сбору налогов будут зависеть от того, какие меры для стимулирования экономического роста будут предприняты.
Плановые показатели по сборам налогов, заложенные в бюджет, выполнены не будут, считает главный экономист ИК «УРАЛСИБ Кэпитал» Алексей Девятов. Бюджет на 2013 год был сверстан из расчета средней цены на нефть 97 долл/барр. и темпов роста ВВП в 3,8% за год. Некоторое время назад Минэкономразвития понизило официальный прогноз на текущий год по росту ВВП до 2.4% и повысило прогноз по цене на нефть до 105 долл./барр. Поэтому недобор налогов будет частично компенсирован дополнительными нефтегазовыми доходами. Но текущее замедление экономики ведет к снижению прибыли предприятий и генерируемой ими добавленной стоимости, что (вкупе с резким ростом вычетов по НДС) не позволит выполнить бюджетный план по налогам.
Тем не менее, ожидает эксперт, рост экономики ускорится во втором полугодии, что, скорее всего, позволит обеспечить сбор налогов в номинальном выражении на уровне не ниже прошлогоднего. С учетом ожидаемой в этом году инфляции на уровне 6.3%, это будет означать существенное сокращение налоговых сборов в реальном выражении. Власти могут несколько улучшить ситуацию за счет более эффективного администрирования налогов; в частности, звучали предложения о согласовании порядка заявления вычетов по НДС среди госкорпораций, что позволит растянуть вычеты во времени и несколько снизить остроту проблемы за счет более равномерного поступления НДС в бюджет. Кроме того, Россия может более активно участвовать в борьбе с оптимизацией налогов посредством офшорных схем (актуально для наших крупных корпораций), что является набирающей силу общемировой тенденцией. В довершение, определенный эффект может дать налоговый маневр, в частности, перенос части налоговой нагрузки с бизнеса на работников и домохозяйства, что будет способствовать выходу части бизнеса из тени и росту совокупных налоговых поступлений.
http://expert.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу