25 июля 2013 Эксперт Online
«С их большой численностью населения и сильным экономическим ростом эти страны, как утверждается, быстро стали одними из крупнейших экономик в мире - и, как в случае с Китаем, могут стать самыми крупными из всех мировых экономик уже к 2020 году. Но БРИКС, а также многие другие страны с формирующейся рыночной экономикой в последнее время переживают резкий экономический спад. Итак, медовый месяц закончился?» - отмечает эксперт.
ВВП Бразилии вырос всего на 1% в прошлом году и не сможет вырасти более чем на 2% в этом году, с его потенциалом роста чуть выше 3%. Экономика России может вырасти на 2% только в этом году, с потенциалом роста примерно на 3%, несмотря на то, что цены на нефть находятся около 100 долларов за баррель. Индия демонстрировала несколько лет стабильного роста в последнее время (11,2% в 2010 году и 7,7% в 2011 году), но он замедлился до 4% в 2012 году. Экономика Китая росла на 10% в год в течение последних трех десятилетий, но замедлила темпы развития до 7,8% в прошлом году, и существуют риски ее жесткой посадки. ВВП Южной Африки вырос всего на 2,5% в прошлом году и не сможет вырасти больше, чем на 2% в этом году, считает Рубини. Многие другие ранее быстрорастущие развивающиеся экономики - например, Турция, Аргентина, Польша, Венгрия, и многие другие в Центральной и Восточной Европе - испытывают аналогичный спад. При этом риск того, что Китай будет переживать жесткую посадку экономики в ближайшие два года, может дополнительно навредить другим странам.
Итак, что мешает развитию БРИКС и других развивающихся рынков? Во-первых, считает экономист, в большинстве стран с формирующейся рыночной экономикой произошел перегрев экономики в 2010-2011 годах, их рост был выше потенциала, а инфляция превышала допустимые уровни. Многие из них в результате этого пошли на ужесточение денежно-кредитной политики в 2011 году, а последствия этого начали отражаться на темпах роста экономики в 2012 году, а часть – и в этом году. Во-вторых, идея, что страны с формирующейся рыночной экономикой могут полностью отделиться от экономической слабости в развитых экономиках была надуманной: рецессия в Еврозоне, почти рецессия в Великобритании и Японии в 2011-2012 годах, а также медленный экономический рост в США всегда негативно влияли на развивающиеся рынки через торговлю, финансовые связи и доверие инвесторов. Например, продолжающийся спад Еврозоны больно ударил по Турции и формирующихся рыночных экономиках в Центральной и Восточной Европе.
В-третьих, большинство стран БРИКС и некоторые другие развивающиеся рынки перешли к варианту государственного капитализма. Это означает замедление темпов реформ, повышения производительности частного сектора и экономического развития вместе с усилением роли государственных предприятий, а также ресурсного национализма, торгового протекционизма, импортозамещающей индустриализации политики и введения контроля за движением капитала. Такой подход, пишет Рубини, возможно, работал на более ранних стадиях развития, но теперь искажает экономическую деятельность и угнетает потенциал роста.
В-четвертых, товарный суперцикл, который помог Бразилии, России, Южной Африке и многим другим странам-экспортерам сырьевых товаров, вероятно, заканчивается. В самом деле будет трудно поддерживать высокие цены на сырье, учитывая замедление в Китае, более высокие инвестиции в энергосберегающие технологии, ресурсосберегающие модели роста по всему миру. В-пятых, важным фактором тут станет завершение ФРС программы количественного смягчения, что станет концом периода дешевых денег и отразится как раз в первую очередь на развивающихся рынках.
Наконец, в то время как многие страны с формирующейся рыночной экономикой, как правило, имеют излишки текущего счета, все большее число из них - в том числе Турция, Южная Африка, Бразилия и Индия – уже имеют дефицит. И этот дефицит в настоящее время финансируется рискованными способами: больше долгов, чем капитала, в том числе больше краткосрочной, чем долгосрочной задолженности, рост долга в иностранной валюте по сравнению с долгами в местных валютах, и увеличение непостоянных трансграничных межбанковских потоков. Эти страны имеют и другие, собственные проблемы. По мнению Рубини, эти факторы объясняют, почему рост в странах БРИКС и на многих других рынках замедлился.
Эти проблемы свойственны не только странам БРИКС, но конкретно в этих экономиках они заметны лучше всего, во многом за счет однонаправленности экономической системы, то есть ее опоры на единственный фактор, указывает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. В будущем подобная узость и ориентация, действительно могут сыграть злую шутку с нашими экономиками. Но решение проблемы есть, хотя оно тяжелое и трудозатратное – переориентироваться на большее число поддерживающих факторов, оставляя сырьевую поддержку как "резерв".
Между тем, падение мирового спроса ударило по всем крупным экономикам. Однако, достаточно посмотреть на размер населения Китая и Индии, чтобы понять, что у данных стран очень хорошие перспективы, говорит директор аналитического департамента компании Альпари Александр Разуваев, плюс последнее время они активно стимулируют внутренний спрос. Запад постепенно теряет контрольный пакет в глобальной экономике. Что касается России, то в рейтинге Всемирного банка по паритету покупательной способности наша экономика стала первой в Европе и пятой в мире, обойдя Германию. Если взглянуть на цифры МВФ по номинальному размеру ВВП в долларах за прошлый год, то Россия заняла восьмое место. Результат неплохой, считает эксперт. И хотя период высоких цен на нефть действительно поспособствовал более быстрому росту экономик стран БРИКС, считает аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова. Но такая ситуация не может длиться вечно, как из-за вероятности перегрева экономик стран, так и из-за невозможности постоянного роста цен на сырье. Темпы роста ВВП стран БРИКС на самом деле замедляются, однако такие показатели не стоит расценивать негативно, показатели через 6-9 месяцев вернутся к более здоровым отметкам.
Что же касается конкретно высказываний Рубини, то полагает начальник отдела продаж инвестиционных продуктов банка «Стройкредит» Сергей Александров, они оставляют впечатление, что их автор просто стремится напомнить о себе. И чем более они эпатажны, тем лучше.Во-первых, далеко не все страны группы БРИКС можно назвать экспортёрами в том смысле, который придаёт им американский экономист. Подтекстом ведь надо понимать – экспортёры сырья. Например, Индия и Китай, напротив, потребители сырья, которым снижение цен, допустим, на промышленные металлы и нефтепродукты только на руку.
Во-вторых, ехидный намёк на резкий спад ВВП вообще некорректен. Да, рост экономики стран БРИКС уменьшился, но надо быть объективными: учитывать эффект повысившейся базы, а за прошедшее десятилетие это достаточно серьёзный уровень. Да, рост экономики замедлился, но он всё-таки продолжается, в отличие от абсолютного числа развитых стран, где либо стагнация (в лучшем случае), либо падение ВВП. Ещё одну беду г-н Рубини усмотрел в усиливающемся протекционизме. Конечно, это обидно, когда страна защищает свою экономику, а не играет с развитыми странами в поддавки. Но тут уж у каждого свои преимущества и свои интересы. Сложившаяся обстановка в глобальной экономике требует и позволяет именно странам группы БРИКС получать при этом свои конкурентные преимущества.
http://expert.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу