27 августа 2013 Лаврентьев Максим
Сразу оговоримся, что дело не в падении капитализации компаний-гигантов как таковой. Она-то в большинстве случаев держится выше отметок конца прошлого века (пусть и ниже рекордов, достигнутых в до- и посткризисный периоды 2000-х). И даже не в оценочных коэффициентах, таких как отношение рыночной стоимости компании к ее годовой чистой прибыли – хотя они тоже сейчас относительно невысокие. Дело в аномально сильном расхождении этих коэффициентов у крупных корпораций и у компаний средней и малой капитализации из тех же самых стран. На графике, построенном Citi, это отчетливо видно.
Соотношение коэффициентов P/B* для крупных и средних/малых компаний на развивающихся рынках
* P/B (Price-to-book) – отношение капитализации компании к ее балансовой стоимости.
Пропорция впервые с 1996 года опустилась до отметок ниже 10%. Это говорит о том, что в последнее время инвесторы охотнее покупают акции компаний-карликов и готовы платить за них больше. А бумаги национальных лидеров зачастую обходят стороной. Несмотря на то, что именно они во всех развивающихся регионах показывают в среднем более высокий рост доходов и более высокую рентабельность собственного капитала (ROE). В чем же дело?
Одна из главных причин аномалии – это разная отраслевая принадлежность крупного и среднего/малого бизнеса. Если в первой группе доминируют отрасли, остро реагирующие на замедление мирового экономического роста (а также суперцикла на сырьевом рынке), то вторая представлена секторами, которые чувствуют себя более-менее защищенными от глобальных перипетий. Возьмем Московскую биржу: вес нефтегазовых акций в ее индексе голубых фишек достигает 54%. Если добавить сюда металлургов и производителей удобрений, то получится 64%. А в индексе акций второго эшелона нефтяники и газовики представлены номинально и занимают менее 1%. Зато велика доля компаний, ориентированных на внутренний рынок, то есть не сидящих на экспортном крючке.
Но у крупных компаний имеется и еще одна странность. Если сравнить их финансовые коэффициенты на развивающихся и на развитых рынках, то выяснится, что к гигантам из регионов emerging markets инвесторы относятся все прохладнее. Хотя доходы у них растут быстрее. В начале 2000-х бывали периоды, когда дисконты достигали еще более высоких значений. Но тогда и рентабельность у компаний-гигантов в развитых странах была гораздо выше. Не то что теперь.
Соотношение коэффициентов ROE* для крупных компаний на развивающихся и развитых рынках
* ROE (Return On Equity) – отношение чистой прибыли компании к среднегодовой величине акционерного капитала.
Возможно, пора задуматься о покупке недооцененных акций компаний-монстров с развивающихся рынков. Ведь они выглядят дешевыми по всем параметрам: и по коэффициентам как таковым, и по сравнению с бумагами средних/малых предприятий своих стран, и на фоне капитализации крупнейших корпораций с развитых рынков. Поскольку в котировках, похоже, уже заложены самые пессимистичные ожидания, от таких компаний даже не требуется каких-то больших достижений. Достаточно публиковать ровные отчетности, не доставая скелетов из шкафа, – и отношение к их акциям будет улучшаться. Кроме того, могут воскреснуть надежды на восстановление мирового спроса, особенно если они будут подкреплены оптимистичными значениями индексов предпринимательской активности (PMI). А это способствовало бы росту котировок сырьевых гигантов, которых так много на развивающихся рынках, особенно в России.
Добавим, что в тридцатку самых привлекательных акций крупных компаний emerging markets, составленную аналитиками Citi, вошел только один российский представитель – привилегированные бумаги «Сургутнефтегаза».
Динамика префов «Сургутнефтегаза» за пять лет, руб.
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу