11 сентября 2013 Финмаркет
Через несколько лет 22 сентября 2013 года будут называть днем, когда немецкая политическая система, наконец, перестанет быть биполярной. Согласно опросам, Свободная демократическая партия, поддерживающая канцлера Ангелу Меркель и ее партию "Христианско-демократический союз", может не набрать 5%, требуемых для прохождения в парламент. Это означает, что у ХДС больше не будет верного союзника в парламенте, а это затруднит принятие единых решений в общеевропейских делах. Теперь достижение консенсуса потребует политических трюков и уловок от сторон.
Жесткая немецкая конкуренция
Традиционно популярности Меркель, ее рекордного опыта и традиционного консерватизма немецких избирателей хватало для того, чтобы сохранить место консервативного канцлера у власти.
Недавний опрос, проведенный Алленсбахским институтом демоскопии показал, что немцы даже не задумывались о том, что эти выборы могут имеет какое-то значение. Большинство уверено в безоговорочной победе Меркель (63%), и только одна треть респондентов выступает за изменения в правительстве.
Тогда почему экономисты Deutsche Bank утверждают, что исход выборов не предрешен? Почему вообще стоит беспокоиться о том, что даже сами избиратели событием не считают?
Изменить перевес сил на политической арене могут поправки в законодательство о выборах. Немецкая избирательная система называется "персонализированной пропорциональной": все 598 депутатов Бундестага избираются на пропорциональной основе по партийным спискам, но личный состав половины из них определяют сами избиратели.
Для этого каждый избиратель на выборах отдает два голоса: "второй" (Zweitstimme) за партийный список и "первый" (Erststimme) за депутата в своем одномандатном округе.
Может получиться так, что партия получит больше "прямых" мандатов, чем ей положено по пропорциональному распределению. В таких случаях партии позволяют сохранить все выигранные кресла - "дополнительные" мандаты (?berhangmandate).
Выборы 2013 года будут отличаться от предыдущих. С сентября 2012 года правительство и оппозиция договорились ввести "компенсационные" мандаты (Ausgleichsmandaten), чтобы уравновесить "дополнительные".
Ключевым фактором на этих выборах будет количество "вторых" голосов - за партийные списки, а не за конкретных депутатов.
Количество их голосов оставалось на уровне 50% с 1953 по 1990 годы, а к 1998 году снизилось до 41%. Позже к 2002 году оно восстановилось до 45-46% и до 48,4% в 2009 году.
Последние опросы свидетельствуют о том, что 7-9% голосов может быть отдано за те партии, которые могут не преодолеть барьер и не быть представленными в парламенте.
Это означает, что 45,5 - 46,5% голосов может на этот раз хватить для того, чтобы получить большинство в парламенте.
Очевидно, что всё идет к многопартийной системе с пятью или шестью основными партиями. Если считать "Христианско-демократический союз Германии" и "Христианско-социальный союз" как отдельные партии, то их будет уже шесть.
Кроме них в выборах будут участвовать и две небольшие новые партии: "Партия пиратов Германии" и "Альтернатива для Германии".
Такого многообразия не наблюдалось давно: до 1982 года в Германии было только три партии, к 1998 году четвертой стали "Зеленые", в 1998 году также появилась "Левая партия".
Если "Альтернатива для Германии" войдет в парламент, то вероятно, заберет часть избирателей у правоцентристской коалиции ХДС/ХСС при голосовании по партийным спискам. Из-за этого правоцентристы могут не получить большинство.
Если по результатам выборов правоцентристская коалиция получит меньше мандатов, чем сейчас, то варианты формирования нового правительства резко сузятся - ХДС/ХСС придется пойти на союз с социал-демократами или "зелеными".
Эксперимент или затишье
Если нынешняя коалиция не сможет получить большинство мест в парламенте, то создание нового правительства будет далеко не простым делом. В целом существуют лишь две основные политические схемы, как правительство Германии может работать после выборов - создать коалицию ХДС/ХСС с "Зелеными" или ХДС/ХСС с "Социал-демократической партией", которая потерпела поражение на прошлых выборах.
1. Союз с "СДПГ": без резких движений
Германия должна оставаться экономически сильной, чтобы и дальше служить якорем еврозоны.
Для этого требуется больше государственных инвестиций и некоторые дополнительные целевые трансфертные платежи из бюджета.
Коалиция будет стремиться к сбалансированному бюджету и сконцентрируется на создании новой финансовой структуры на федеральном уровне, которая должна быть представлена в 2020 году.
Политический климат для глубоких реформ в системе социального обеспечения, на рынке труда и образования еще не создан. Этот вопрос встанет только к следующим выборам.
Стороны вряд ли смогут договориться о новых налогах и могут допустить ошибки на рынке труда .
Союз ХДС/ХСС и "СДПГ" вернет в кабинет бывалых политиков. Решение по-настоящему спорных вопросов будет отложено.
Реальные политические альтернативы появляться только в 2017 году. "СДПГ" еще раз попытается доказать, что она готова управлять и выдвинет нового кандидата в канцлеры.
ХДС достигнет своей целей, но с большим количеством компромиссов.
Другая возможная коалиция - в Бундесрате, где "СДПГ" получат 30 голосов из 69, а ХДС - еще 18 голосов. Сейчас ХДС и "СДПГ" вместе имеют 21 голос в Бундесрате. Если никаких изменений в консервативных правительствах Баварии и Тюрингии не произойдет, то расклад сил таким и останется.
Важным недостатком такого сценарийяэкономисты называют недостаточное политическое различие этих главных партий, и потенциально следующие выборы для "СДПГ" будут не слишком удачными, учитывая большую известность канцлера Ангелы Меркель, которая возглавляет ХДС.
2. Союз с "Зелеными": дорогой проб и ошибок
Этот сценарий возможен хотя бы потому, что все политически простые решения сейчас не работают, поэтому нужно попробовать что-то новое.
Допустим ХДС/ХСС и "Зеленые" согласны преодолеть разрыв между их лагерями и позволят провести некую экологизацию экономики в рамках жестких ограничений бюджета, отказа от новых налогов и существенного регулирования или дерегулирования экономики в целом.
По европейским вопросам "Зеленые" попытаются двигаться в направлении реформы федерализма, но принимать решения наверняка будут консерваторы.
Реальная трудность заключается в том, что "Зеленые" в своей партийной программе предлагает отличные от мнения ХДС/ХСС решения. И участие их в этом союзе будет выглядеть странным.
Если эта коалиция не начнет сразу хорошо работать, то эксперимент может быть прекращен по желанию сторон еще на ранних стадиях.
Тем не менее по важным вопросам "Зеленым" надо искать с социал-демократами консенсус, хотя бы для достижения большинства в Бундесрате.
Каким образом такая двублочная система будет работать, невозможно предсказать. Она могла бы быть удобной в узко ограниченных случаях - денежная политика, энергетика или увеличение инвестиций в образование и транспорт.
Но у нее будет серьезный недостаток - недостаточная прозрачность и политическая ответственность из-за ее многослойности.
http://www.finmarket.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу