27 сентября 2013 РБК Дейнека Светлана
Не так давно правительство РФ решило повысить норматив дивидендов для компаний с государственным участием до 35% чистой прибыли по МСФО. Планируется, что такая планка вступит в силу начиная с 2016г. для выплат по итогам 2015г. Подобная стратегия появилась в ходе работы над проектом федерального бюджета на следующую трехлетку.
Однако не все компании с крупной долей госучастия в акционерном капитале готовы пойти на такие меры. В пятницу, 27 сентября, появилась информация, что Газпром пока не обсуждал возможность выплаты дивидендов в размере 35% чистой прибыли по МСФО. Об этом журналистам сообщил глава совета директоров газового холдинга Виктор Зубков. Даже обсуждение перехода на выплату дивидендов в размере 25% прибыли по МСФО, как это тогда предлагал Минфин, пока не планируется. Сейчас базой для расчета дивидендов Газпрома служит чистая прибыль по РСБУ.
Напомним также, что ранее совет директоров РЖД рекомендовал годовому общему собранию акционеров (ГОСА), состоявшемуся 20 сентября, не выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям по итогам 2012г. Как представляется, и в дальнейшем РЖД может придерживаться этой линии, направляя проценты от чистой прибыли на формирование резервного фонда, а также на финансирование инвестиционных проектов.
По мнению старшего аналитика ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олега Душина, вопрос повышения норматива выплаты дивидендов одновременно и политический, и экономический. "Объем дивидендов в 35% от чистой прибыли не является чем-то удивительным для компаний, которые не имеют больших планов капиталовложений, так называемых компаний "дойных коров". Напротив, для компаний, для которых остро стоит проблема капиталовложений (например, в сфере энергетики), "увод" дополнительных средств на дивиденды означает подрыв их экономического потенциала. Поэтому единая планка для всех компаний должна быть скорее ориентиром, а не нормативом. Необходимо учитывать и российскую специфику. Нередки случаи, когда через дивиденды из предприятий частные владельцы уводят средства на свои нужды в ущерб развитию компаний", - добавляет эксперт. По его мнению, государство планирует получить часть средств с таких владельцев, чтобы решить свои бюджетные вопросы. "Помимо этого существуют вопросы взаимоотношений менеджмента госкомпаний и государства. В ряде случаев менеджмент присваивает себе функцию собственников, что выражается в повышенных бонусах высших руководителей и менеджмента. Повышая планку требований по дивидендам, государство напоминает, кто является собственником на самом деле, изымая часть прибыли. И сразу возникает вопрос, как эту недостачу будет восполнять менеджмент – за счет инвестиций или попыткой сократить непроизводительные расходы", - заключил О.Душин.
Таким образом, можно признать, что повышение дивидендов для госкомпаний не является эффективным способом наполнения бюджета. Госкомпании будут крайне неохотно идти на эти меры, и, вероятно, до 2016г. дивидендных выплат в 35% инвесторы не увидят.
http://top.rbc.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Однако не все компании с крупной долей госучастия в акционерном капитале готовы пойти на такие меры. В пятницу, 27 сентября, появилась информация, что Газпром пока не обсуждал возможность выплаты дивидендов в размере 35% чистой прибыли по МСФО. Об этом журналистам сообщил глава совета директоров газового холдинга Виктор Зубков. Даже обсуждение перехода на выплату дивидендов в размере 25% прибыли по МСФО, как это тогда предлагал Минфин, пока не планируется. Сейчас базой для расчета дивидендов Газпрома служит чистая прибыль по РСБУ.
Напомним также, что ранее совет директоров РЖД рекомендовал годовому общему собранию акционеров (ГОСА), состоявшемуся 20 сентября, не выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям по итогам 2012г. Как представляется, и в дальнейшем РЖД может придерживаться этой линии, направляя проценты от чистой прибыли на формирование резервного фонда, а также на финансирование инвестиционных проектов.
По мнению старшего аналитика ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олега Душина, вопрос повышения норматива выплаты дивидендов одновременно и политический, и экономический. "Объем дивидендов в 35% от чистой прибыли не является чем-то удивительным для компаний, которые не имеют больших планов капиталовложений, так называемых компаний "дойных коров". Напротив, для компаний, для которых остро стоит проблема капиталовложений (например, в сфере энергетики), "увод" дополнительных средств на дивиденды означает подрыв их экономического потенциала. Поэтому единая планка для всех компаний должна быть скорее ориентиром, а не нормативом. Необходимо учитывать и российскую специфику. Нередки случаи, когда через дивиденды из предприятий частные владельцы уводят средства на свои нужды в ущерб развитию компаний", - добавляет эксперт. По его мнению, государство планирует получить часть средств с таких владельцев, чтобы решить свои бюджетные вопросы. "Помимо этого существуют вопросы взаимоотношений менеджмента госкомпаний и государства. В ряде случаев менеджмент присваивает себе функцию собственников, что выражается в повышенных бонусах высших руководителей и менеджмента. Повышая планку требований по дивидендам, государство напоминает, кто является собственником на самом деле, изымая часть прибыли. И сразу возникает вопрос, как эту недостачу будет восполнять менеджмент – за счет инвестиций или попыткой сократить непроизводительные расходы", - заключил О.Душин.
Таким образом, можно признать, что повышение дивидендов для госкомпаний не является эффективным способом наполнения бюджета. Госкомпании будут крайне неохотно идти на эти меры, и, вероятно, до 2016г. дивидендных выплат в 35% инвесторы не увидят.
http://top.rbc.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу