Риски высоки, но не смертельны
Российская банковская система подвержена значительным рискам, отмечает международное агентство Fitch Ratings. Их создают высокие темпы роста кредитования, неоднородность банковского сектора и непрекращающиеся изменения в системе регулирования.
Стремительный рост объемов кредитования, крайне высокая фрагментация банковского сектора и все еще продолжающееся развитие системы регулирования серьезно ослабляют российский банковский рынок, говорится в отчете международного рейтингового агентства Fitch Ratings «Банковская система и пруденциальное регулирование в России», вышедшем во вторник.
«Быстрый рост кредитования вызывает обеспокоенность», – признает старший директор аналитической группы Fitch по финансовым организациям Джеймс Уотсон. Правда, пока еще этот фактор сглаживается «умеренным» уровнем проникновения услуг кредитования. К тому же крупные государственные и частные банки увеличивают масштабы деятельности и расширяют клиентскую базу, таким образом постепенно улучшая прибыльность основной деятельности и диверсифицируя риски.
«Качество активов в настоящее время в целом является хорошим на фоне роста экономики», – констатирует Уотсон. «Однако по мере приближения сроков погашения идет увеличение обесценения по необеспеченным розничным кредитам», – предупреждает он.
Особую тревогу вызывают небольшие банки. Они остаются зависимыми от розничных депозитов, которые могут быть изъяты до наступления установленного срока, а также от местного межбанковского рынка. Это делает ликвидность значительной части банковской системы уязвимой.
Неоднородность банковской системы России иллюстрируется хотя бы тем, что в ней продолжают доминировать три ведущих государственных банка (Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк). Как отмечает Fitch, на их долю приходится около 40% всех активов. В крупнейшем из них – Сбербанке – сосредоточено 50% депозитов физических лиц. Следующие 200 банков располагают еще 50% всех активов, а на крупнейший частный банк – Альфа-банк – приходится до 3% рынка. Оставшуюся часть банковской системы составляют очень маленькие и часто слабые частные банки. Им трудно увеличивать масштабы деятельности, сказано в отчете, что может отрицательно сказаться на конкурентоспособности таких банков в долгосрочной перспективе.
В то же время банков в России по-прежнему очень много (1 июня 2007 года их было 1166), и это затрудняет контроль за ними.
«Большое количество банков в сочетании с использованием неконсолидированной российской отчетности делает банковское регулирование очень непростой задачей, – отмечает директор по финансовым организациям в аналитической группе Fitch Александр Данилов.
– Несмотря на заметные изменения к лучшему в течение нескольких последних лет, регулирование остается в значительной мере сфокусированным на формальном соблюдении требований, а не на содержательном анализе, в то время как переход на отчетность по МСФО отложен, по крайней мере, до 2008 года».
«Достаточно справедливые слова, – признает старший аналитик ИК «Антанта-Капитал» Максим Осадчий. – Что касается кредитования, то у нас действительно наблюдается «болезнь роста».
40% прироста объемов кредитования в год – это немножко высоковато. Инфраструктура рынка не успевает за такими темпами».
Казалось бы, недавнее требование Центробанка раскрывать эффективную процентную ставку заемщикам должно было поумерить жажду кредитов со стороны населения и снизить хотя бы этот риск. Но все будет наоборот, отмечает эксперт. «Чем выше эффективная процентная ставка, тем легче получить кредит и тем ниже требования, предъявляемые к заемщику, – объясняет Осадчий. – Таким образом, производится негативный отбор, провоцируя еще больший рост невозвратов».
Проблему неоднородности банковского сектора отечественные эксперты тоже признают. «На нижних этажах банковской иерархии, за пятисотыми строчками рэнкингов, – небольшие банки, многие из которых занимаются небанковской деятельностью. Отмыванием, том числе. Потому что выжить за счет банковской деятельности они не в состоянии», – говорит Осадчий. Таким образом, по подсчетам эксперта, количество кредитных организаций должно сократиться примерно в два раза.
Как снижать все перечисленные риски, авторы отчета не объясняют, утешая нас тем, что показатели пока не предвещают банковского кризиса в обозримом будущем.
Так, рост кредитования происходит с низкого стартового уровня, что, по мнению Fitch, сглаживает кредитные риски. К тому же за время, прошедшее с мини-кризиса 2004 года, вызванного проблемами с ликвидностью, механизмы рефинансирования Центрального банка были значительно расширены.