Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Саботаж в правительстве: кто занизил прогноз по росту » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Саботаж в правительстве: кто занизил прогноз по росту

Новый прогноз Минэкономики - это саботаж: ведомство приняло за основу сценарий, подразумевающий невыполнение майских указов президента Путина. Эксперты ВШЭ уверены, что рост будет больше - ведомство просто шантажирует Минфин, добиваясь отмены бюджетного правила
19 ноября 2013 Финмаркет
РИА Новости, Павел Горшков

На прошлой неделе министр экономического развития Алексей Улюкаев представил новый долгосрочный прогноз по росту российской экономики до 2030 года. Базовый вариант предполагает рост ВВП в среднем на 2,5% и "плавное снижение динамики оборота розничной торговли и динамики заработных плат".

Но это не значит, что власти говорят бизнесу "мы реально смотрим на вещи и готовы принимать необходимые меры". На самом деле это саботаж: Минэкономразвития подает сигналы Минфину, считают Валерий Миронов и Вадим Канофьев из Центра развития ВШЭ. Первый сигнал: если финансисты не отменят жесткое бюджетное правило, ни о каком экономическом росте речи быть не может. Второй: на майские указы Путина денег нет, а значит выполнить их невозможно.

Саботаж в правительстве: кто занизил прогноз по росту


Путаница с вводными

Новая версия долгосрочного прогноза российской экономики выглядит противоречивой и не позволяет инвесторам получить четкое представление о перспективах российской экономики, пишут эксперты.

Оценка Минэкономразвития в 2,5% ВВП роста до 2030 года - это даже ниже, чем в базовом сценарии развития мировой экономики до 2060 г., выпущенном ОЭСР в конце прошлого года: там рост экономики России для периода до 2030 г. оценивался в 3,75%. Министерство считает, что при таком развитии событий снижение доли России в мировой экономике к 2030 г. составит 0,6 п.п. (с 4% в 2013 г. до 3,4%).

Но даже такие не слишком позитивные оценки Минэка вызывают сомнения в искренности: в консервативном и умеренно-оптимистичном сценарии ведомство ориентируется на стабильность численности населения, а в форсированном - закладывает рост на 6,4%. Эксперты ОЭСР, например, исходят из сокращения численности населения России на 15%.

В то же время Минэкономразвития оценивает сокращение рабочей силы в 2030 г. по отношению к 2013 г. от минус 8,2% (в консервативном и умеренно- оптимистичном сценарии) до минус 5% (в форсированном).

Это не помешало ведомству написать умеренно-оптимистичный(2) и форсированный(3) сценарии развития российской экономики в более позитивных тонах - среднегодовые темпы прироста ВВП в 2013–2030 гг. в них составляют 3,5 и 5,3% соответственно.

Саботаж в правительстве: кто занизил прогноз по росту


Либо правило, либо рост

Интересно, что только третий сценарий предполагает выполнение в срок основных положений "майских указов" президента. Президент их пока не отменял, но, судя по новому прогнозу, выполнять их нет смысла - не получится. В Минэке четко заявляют: основным вариантом является консервативный сценарий, положения указа не будут реализованы в установленный срок.

Расти экономике мешают плохая конъюнктура, изменение правил индексации тарифов естественных монополий и новое бюджетное правило.

Получается, дело не в росте: это ведомственный конфликт между Минфином, который ни за что не готов отказаться от бюджетного правила, и Минэком, который считает это правило одним из основных препятствий на пути экономического роста, набирает обороты.

Как сказано в пояснительной записке к прогнозу до 2030 г. "во втором и третьем вариантах предполагается фиксация нормативной величины Резервного фонда на уровне 5% к ВВП, тогда как в первом варианте учитывается действующее ограничение в 7% ВВП".

При этом именно третий сценарий является наиболее рискованным с макроэкономической точки зрения, и в тексте прогноза на это указывается.

По логике дальше должно последовать описание каких-либо дополнительных экстраординарных мер хеджирования бюджетных рисков на фоне снижения размеров Резервного фонда: например, выход Минфина на рынок производных инструментов (по опыту некоторых других нефтяных стран). Однако об этом ничего не говорится.

Саботаж в правительстве: кто занизил прогноз по росту


Форсировать нечего и некуда

Форсированный сценарий, который должен обеспечить "светлое завтра", выглядит противоречиво. В нем предполагается серьезный рост конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках, что проявляется в резком увеличении эластичности российского экспорта к росту мировой экономики и снижении эластичности импорта к приросту внутреннего спроса. С другой стороны, в этот же сценарий заложена тенденция к опережающему росту заработной платы над производительностью труда, что снижает ценовую конкурентоспособность торгуемых товаров и на внутреннем, и на внешнем рынке.

Похоже, что именно для компенсации роста удельных трудовых издержек в форсированный сценарий заложена предпосылка о снижении энергоемкости экономики на 54% к 2030 г. по сравнению с 2012 г., то есть в среднем на 3,4% в год. И это при том, что в последние три года энергоемкость российского ВВП снижалась лишь немногим более чем на 1% в год.

Компенсировать рост удельных издержек может повышение производительности труда. Россия, имея достаточно высокие уровни абсолютной производительности труда (21-е место в мире по ВВП по ППС на один отработанный час в 2012 г.) и шестую в мире по размеру армию труда (после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии), по многим качественным характеристикам рабочей силы имеет гораздо более низкие показатели в последнем рейтинге конкурентоспособности стран мира, составленном IMD.

При этом с учетом тенденции к фактическому замораживанию издержек на создание человеческого капитала относительно ВВП (что видно в среднесрочных проектировках российского бюджета) задача выполнения долгосрочных целей форсированного сценария долгосрочного прогноза не выглядит гарантированной.

Саботаж в правительстве: кто занизил прогноз по росту


Валерий Миронов, Центра развития ВШЭ

"Думаю, что Минфин вряд ли отступит от своего бюджетного правила. В правительстве большое сторонников бюджетного правила, и даже в Минэкономразвития они есть. Но даже при таком жестком правиле у МЭР занижен прогноз.

Если смотреть на эластичность, которая заложена в прогнозе экспорта и импорта к спросу, прогноз должен быть на 1-1,5п.п. выше средней за год. По моим оценкам, ведомство просто неправильно посчитало, у них неправильная методика. Есть "правило Кругмана" - правило 45%, которое показывает, что при жестком бюджетном правиле рост будет 4%.

Минэкономразвития не учитывает демографических проблем, но это, конечно, не повод снижать прогноз. Можно повысить производительность труда работающих сотрудников. И тогда рост ВВП можно пересмотреть в сторону повышения.

Кроме того, несмотря на то, что пока вложений в создание человеческого капитала не предвидится, их всегда можно пересмотреть - растянуть вложения в оборону, вкладываться через капитал. Сейчас они думают, что рост производительности произойдет сам собой.

Инновации - тоже средство для повышения производительности труда. Проблема в том, что надо ей больше внимания уделять. В прогнозе вообще слишком много внимания ТЭК, а нужно больше внимания новым секторам".

http://www.finmarket.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу