5 декабря 2013 Финмаркет
Экономика еврозоны вот уже третий год не может выбраться из стагнации. Зарождающееся восстановление утратило импульс в III квартале 2013 года. Темпы роста вновь снизились до 0,1% по сравнению с предыдущими тремя месяцами, когда подъем составлял 0,3%. У США рост ВВП колеблется вокруг 2%, а потолок госдолга давно достиг критического уровня.
Не стоит отчаиваться: медленный рост вовсе не означает, что спад стал нормой для мировой экономики. Это всего лишь последствия глубокого финансового кризиса, уверен известный экономист, профессор Гарварда Кеннет Рогофф.
Системный кризис или временные трудности?
На прошедшей недавно конференции Международного валютного фонда бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс заявил, что сегодняшняя хандра мировой экономики имеет глубокие корни и предваряет следующий глобальный финансовый кризис. Саммерс сделал особый акцент на необходимости увеличения инвестиций в инфраструктуру.
Другие выступающие, конечно, тоже выражали беспокойство относительно затянувшегося упадка мировой экономики, но в своих выступлениях они сделали упор на проблемы предложения, а не спроса. Экономист Джеффри Сакс, например, заявил, что экономике США необходимо преодолеть множество структурных препятствий, в том числе чрезмерную оффшоризацию и упадок инфраструктуры.
Интернет-инвестор и создатель PayPal Питер Тил предположил, что причины недомогания мировой экономики лежат еще глубже. С ними согласился и известный экономист из Northwestern University Роберт Гордон. Они утверждают, что тот двигатель, на котором человечество ехало от одной экономической модели к другой последние 200 лет, сломался. Проще говоря, интернет - это, конечно, круто, но вряд ли он так же важен для роста экономики, как водопровод, электричество или двигатель внутреннего сгорания.
Нужно перестать сорить деньгами
Доводы Гордона и Тиля чрезвычайно интересны, но Рогофф придерживается иной точки зрения. Конечно, развитые экономики сегодня должны срочно решить все технологические, социальные и политические проблемы. Тем не менее, этот нестабильный рост последних пяти лет имеет все признаки типичного вялого восстановления после глубокого системного финансового кризиса, утверждает Рогофф.
Именно этой проблеме посвящена известная книга Рогоффа, написанная в соавторстве с другим известным гарварским профессором Кармен Рейнхарт, "This Time Is Different: Eight Centuries of Financial Folly".
Рогофф согласен, что структурные реформы - это первое, что необходимо экономикам после финансового кризиса, как и поддержка совокупного спроса, пока раны после кризиса зарубцовываются. Саммерс, естественно, прав в том, что продуктивные инвестиции в инфраструктуру являются низко висящим фруктом. Правительства, бесспорно, должны думать о долгосрочных перспективах государственного долга, но инфраструктурные инвестиции дают долгосрочный рост и окупаются сторицей.
С сегодняшними ультра-низкими процентными ставками и высоким уровнем безработицы государственные инвестиции в такие проекты, как обновление мостов и дорог, устаревших электросетей, общее повышение качества транспортных систем оказываются дешевыми и высокодоходными.
Есть те, кто действительно считает, что кейнсианский мультипликатор, показывающий влияние прироста инвестиций на прирост выпуска, намного больше единицы, когда государство ведет расточительную бюджетную политику. То есть эти расходы действительно продуктивны. Но выглядит это, честно говоря, как идеологическое безумие, учитывая такое огромное количество способов продуктивно использовать эти деньги.
Пусть бизнес строит, а государство разбирается с долгами
Совершенно непонятно, почему вообще инфраструктуру нужно обновлять за бюджетный счет, возмущается Рогофф. Бизнес баснословно богат и вполне может взять на себя эту задачу. Правительство должно помогать только с защитой его прав до начала строительства и жестким регулированием для защиты общественных интересов после его завершения.
Во время своего первого президентского срока Барак Обама выступил с предложением создать специальный инфраструктурный банк, чтобы помочь развитию государственно-частного партнерства. Это все еще очень хорошая идея, особенно если управлять им будут профессионалы.
Даже если кейнсианские мультипликаторы действительно так высоки, то мобилизация частного капитала при строительстве инфраструктурных объектов даст еще большой плюс - позволит государствам сосредоточиться на проблемах госдолга.
Хватит болтать, пора действовать
Некоторые экономисты на той конференции МВФ говорили, что основной причиной упадка мировой экономики и главным объяснение ультра-низких процентных ставок является низкая рождаемость во всем развитом мире. Если это правда, то неважно, от кого идут инвестиции - от государства или бизнеса, должна быть рабочая сила для того, чтобы использовать этот капитал.
Но я подозреваю, пишет Рогофф, что объяснения сегодняшнего медленного роста и низких процентных ставок не ограничиваются низкой рождаемостью, и в этом случае она не должна быть серьезным препятствием для развития.
Важный момент состоит в том, что рост реально продуктивных инвестиций в инфраструктуру не опирается на какую-либо экономическую теорию или идеологию.
Даже если Саммерс прав насчет новой эпохальной стагнации в странах с развитой экономикой или на самом деле мы все еще страдаем от последствий финансового кризиса, пришло время выйти из политического тупика и заняться восстановлением роста.
http://www.finmarket.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу