9 января 2014 The Telegraph
В документе говорится, что политические элиты Запада всё ещё цепляются за иллюзию, что богатые страны могут сократить объёмы своих долгов, сочетая меры строгого самоограничения и экономического роста.
Однако в ситуации, когда уровень долга превысил 200-летний рекорд, у значительной части стран западного мира нет другого выхода, кроме как объявить себя банкротом. Только таким образом можно действительно расчистить путь к оздоровлению экономики, говорится в отчёте Международного валютного фонда.
В рабочем докладе МВФ сказано, что бремя долгов развитых стран достигло таких запредельных высот, что выходом из этой ситуации может стать либо договор об их списании (вроде того, что был реализован в 30-х годах прошлого века), либо стандартный набор мер, используемых МВФ для банкротства развивающихся рынков.
«Проблема возросла настолько, что требует значительной реструктуризации, например, на внешних границах Европы, такой, о которой до сих пор никто не заговаривал», считают профессора Гарварда Кармен Рейнхард и Кеннет Рогофф.
В документе также сказано, что политические элиты должны избавиться от иллюзии, что богатые страны отличаются от бедных регионов тем, что могут сократить размеры своих долгов при помощи набора мер, включая строгую экономию и рост.
Идея состоит в том, что развитые экономики «не должны прибегать к таким мерам», которые «могут подорвать тяжело заработанное доверие» и ввергнуть экономику в «порочный круг».
Однако, согласно отчёту, эта «мантра» граничит с «массовой амнезией» по отношению к европейской и американской истории и строится на «чрезмерно оптимистичных» допущениях, которые, в конечном итоге, оборачиваются ещё большим риском и ещё больше подрывают доверие к развитым экономикам. В результате кризис тянется и тянется, и любые решения, которые могли бы вывести из этого состояния, блокируются.
В то время как объединение долгов еврозоны может снизить необходимость реструктуризации, эти долги тяжёлым бременем ложатся на плечи налогоплательщиков северных регионов. Из-за этого наиболее благополучные страны Европейского валютного союза могут оказаться втянуты в рецессию и усугубить ситуацию с собственными долгами и «возрастным кризисом».
В связи с этим напрашивается ясный вывод, что Германии и другим странам-кредиторам гораздо разумнее примириться с суровой необходимостью немедленного списания долгов, чем тянуть время и продолжать умножать их до бесконечности.
В отчёте сказано, что бремя западных долгов уже сейчас настолько велико, что богатым странам понадобится поддержка в виде новых кредитов, высокой инфляции и мер финансового давления.
В 1930-х годах наиболее развитым странам уже приходилось прибегать к списанию долгов, хотя и в разной степени. Первые военные долги были списаны США в 1934 году, когда истёк срок Меморандума Гувера. Скидка с долга для Франции составила 24% от ВВП, для Британии — 22% от ВВП и для Италии — 19% от ВВП.
Это списание проходило в рамках более крупной реорганизации. США, в свою очередь, «списали» часть своего долга стоимостью 16% ВВП, отменив в 1933 году золотой стандарт.
Меры финансового давления могут принимать множество разных форм, включая контроль за движением капитала, ограничение процентной ставки или навязывание государственных долговых обязательств зависимым пенсионным фондам и страховым компаниям. Некоторые из этих методов действуют сейчас, однако они не были известны до конца 1940-х начала 1950-х, когда страны искали любую возможность решить проблему военных долгов.
Стратегия заключается, по существу, в конфискации накоплений, достигнутых отчасти путём повышения инфляции и сокращения возможности маневрирования рынков. В течении нескольких лет после Второй мировой войны ставка процента в Британии и США сохранялась негативной, от -2% до -4%. В Италии и Австралии ставка опускалась до -5%.
Вопрос стал приобретать более политический характер, когда министр финансов Германии Вольфганг Шойбле и Европейский комиссар по финансам Олли Рен стали ссылаться на вышеупомянутый документ с целью оправдать суровую политику еврозоны.
Критики говорят, что крайняя строгость без компенсации в качестве валютного стимулирования — это основная причина, по которой долги возрастают по спирали даже быстрее, чем в некоторых регионах Южной Европы.
Наиболее слабые члены еврозоны особенно чувствительны к проявлениям кризиса, поскольку они уже не обладают собственными государственными валютами. Таким образом, они оказываются в той же ситуации, что и развивающиеся страны, которые занимали в долларах в 1980-х и 1990-х годах. Но даже несмотря на это, мы знаем примеры того, как странам приходилось объявлять себя банкротами, даже если они занимали в своей собственной валюте.
Перевод MixedNews
http://www.telegraph.co.uk/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу